№24 (126) 7 июля 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№23 (125) 30 июня 2003 года | Политика
Антон Субботин

Пермский период

Общероссийское первенство Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в вопросе об укрупнении субъектов Федерации осложняется не только клубком политических и экономических проблем объединения.

Мысль об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (КПАО) возникала еще и при администрации Геннадия ИГУМНОВА. Тем не менее, только после прихода команды нового губернатора Пермской области Юрия ТРУТНЕВА было дано задание юридическому комитету аппарата администрации заняться подробной проработкой этого вопроса.

Однако, исходя из Конституции РФ 1993 года, для подобного объединения требуется федеральный конституционный закон (ФКЗ) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов РФ", а он был подписан Президентом только в декабре 2001 года. Данный ФКЗ практически изложил основные положения, на основании которых можно достичь объединения. Но в ходе внимательного рассмотрения этой проблемы возникло много юридических, экономических, финансовых и политических вопросов, на которые нет прямого ответа в тексте этого закона.

В частности, в тексте ФКЗ "О порядке…" не четко прописана сама процедура объединения. Например: каков порядок предварительных договоренностей субъектов Федерации о принципах, условиях, сроках объединения, как оформляется эта инициатива, как регионы предварительно между собой договариваются о фактическом наполнении ФКЗ, который принимается в ходе объединения данных субъектов, и т. д. Кроме того, неопределенным является инициатор объединения: высшие должностные лица регионов? законодательные органы субъектов?..

Немало вопросов, как заявила председатель юридического комитета аппарата администрации Пермской области Любовь КАЛАШНИКОВА, у юристов возникает и при рассмотрении таких принципиальных моментов, как правопреемство нового субъекта по отношению к бывшим субъектам Федерации, организация органов государственной власти в новом регионе, определение сущности переходного периода, порядок межбюджетных отношений и т. д.

В результате, на практике оказалось, что сами по себе два субъекта Федерации не смогут объединиться без помощи федерального центра.

Пионер – всем субъектам пример

Поскольку Прикамье является пионером объединительного процесса в масштабах России, то было принято решение прописать все принципиальные условия, на основании которых проводится объединение, в договоре двух субъектов – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Но, понимая необходимость в помощи федерального центра, появился еще один документ – Меморандум об объединении, в котором были изложены вопросы, требующие, по мнению обоих субъектов Федерации, решения с непосредственным участием Москвы.

Почему оказалось невозможным обойтись без участия федерального центра? Дело в том, что все вопросы о статусе субъектов относятся к основам конституционного строя и поэтому являются непосредственным предметом ведения Федерации. Поэтому юридически без участия Москвы регионы в этих процессах обойтись не могут. Но есть еще и политические и экономические аспекты.

Продолжение материала читайте в следующем номере "Обозревателя"

Антон Субботин

Основные этапы объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа

Октябрь 2002. Образование распоряжениями и актами глав исполнительной власти Пермской области и КПАО рабочих групп для проработки деталей начального этапа объединения, работающих на паритетных началах.

Март 2003. Создание координационного комитета, состоящего из представителей высшего политического руководства каждого субъекта Федерации.

17 февраля 2003. Кудымкар. Подписание главой Коми-Пермяцкого автономного округа и губернатором Пермской области Договора "О согласованных действиях по образованию нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".

Подписание главами субъектов и председателями представительных органов власти Пермской области и КПАО приложения к договору Меморандума "Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".

Подписание главами субъектов и председателями представительных органов власти Пермской области и КПАО сопроводительного к вышеуказанным договору и Меморандуму письма к Президенту РФ Владимиру Путину о необходимости федеральной поддержки процессу объединения.

7 апреля 2003. Создание рабочей группы по вопросу объединения на уровне федерального центра из представителей Администрации Президента, министерств и ведомств, представителей объединяющихся субъектов Федерации.

11 июня 2003. Пермь. Официальное обращение к Президенту РФ с инициативой объединения.

Декабрь 2004. Референдум (проводит каждый субъект по отдельности). Условие: явка не менее 50%, в каждом субъекте должно быть принято положительное решение по вопросу объединения (в противном случае, референдум может быть повторен не ранее, чем через год).

Весна 2003 – зима 2004. Подготовка текста Федерального конституционного закона (ФКЗ) "Об образовании нового субъекта Российской федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".

Начало 2004. Внесение Президентом РФ ФКЗ "Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" в Государственную Думу.

Рассмотрение и принятие ФКЗ в Государственной Думе. Для принятия данного ФКЗ необходимо квалифицированное большинство (две трети голосов) депутатов нижней палаты Парламента.

Одобрение ФКЗ "Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" Советом Федерации (для положительного решения необходимо три четверти голосов депутатов верхней палаты).

Подписание ФКЗ "Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" Президентом РФ В. Путиным.

Внесение поправок в ст. 65 Конституции РФ (исключение из перечня субъектов Федерации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, внесение в данный перечень нового субъекта – Пермский край).

1 декабря 2005. Образование нового объединенного субъекта Федерации – Пермский край.

Декабрь 2005. Выборы губернатора Пермского края. Назначает ЦИК.

2006-2007. Бюджет Пермского края формируется из суммарных расчетов бюджетов территорий, бывших Пермской областью и КПАО.

Декабрь 2006. Выборы депутатов представительного органа Пермского края.

С 2008 – формирование объединенного бюджета Пермского края.
Первая полоса
Политика
Экономика
Общество
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100