№37 (139) 6 октября 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№36 (138) 29 сентября 2003 года | Политика
Петр Кравченко

Перед бурей

Политическая стабильность Прикамья может сыграть злую шутку – на выборах в Государственную Думу политтехнологи вынуждены применять экстренные меры.

Любые современные выборы можно представить в виде соревнования политтехнологов. Очевидно, что те или иные предпочтения, которые население продемонстрирует на избирательном участке, в первую очередь – заслуга политических стратегов и тактиков. При этом функции и методы самих мастеров PR постоянно трансформируются вслед за изменениями в электоральной среде.

Текущим проблемам и достижениям политконсультантов была посвящена научно-практическая конференция "Современные политические технологии и электоральные процессы в субъектах РФ". Как отметил на ее открытии председатель областной избирательной комиссии Анатолий ЛЕБЕДЕВ, "предстоящие выборы будут очень напряженными". Тот факт, что в ходе конференции на равных смогли встретиться и члены облизбиркома, и представители партий и предвыборных штабов, по мнению господина Лебедева, может повлиять на характер их взаимоотношений во время предвыборной гонки.

Делиться опытом с пермскими коллегами прибыли специалисты из соседнего Екатеринбурга, где не так давно состоялись выборы губернатора.

Вызов эпохи

По мнению председателя Совета Уральской гильдии политконсультантов Константина КИСЕЛЕВА, в развитии электоральных технологий можно проследить три этапа.

Как отметил господин Киселев, специфическая обстановка начала девяностых привела к формированию "демократической активности": заявления о приверженности кандидата основным ценностям демократии и либерализма было достаточно. Технолог в этом случае, по словам Константина Киселева, выступал в роли "шамана", подсказывающего клиенту потенциально выигрышную линию поведения.

Электоральная активность была характерна и для середины последнего десятилетия XX века. С той лишь поправкой, что наиболее верной стратегией была подчеркнутая оппозиционность по отношению к действовавшей власти.

Начало третьего этапа ознаменовали существенные изменения, которые произошли в конце девяностых годов. Отличительными чертами этого периода, который продолжается и сейчас, по мнению Константина Киселева, являются "иезуитское" законодательство и широкое привлечение административного ресурса. На современном этапе практически не существует политтехнологов-дилетантов. "Соответственно, разговоры о том, как сделать выборы, – беспредметны", – отметил господин Киселев.

Тем не менее, XXI век подготовил для политических консультантов новую проблему. Для масс населения политика стала фоном. Несмотря на то, что в России это явление объясняется специфическими причинами, тенденция в целом соответствует развитию стран Запада.

Нарушить покой

Ситуация, с которой столкнулись политтехнологи, выраженная в том, что "избиратель устал и никому не верит", в социологии именуется массовой имплозией. Объяснение проблемы и возможный выход из нее следует искать в теории коммуникаций. Как пояснил Константин Киселев, ссылаясь на социологические исследования, препятствием на пути политической агитации чаще всего становится окружающая среда индивида. Другими словами, такого рода информация доходит до человека, исказившись в процессе общения с друзьями, через телевидение и т. д. По мнению Константина Киселева, указанная информационная среда, как правило, "работает на стабильную действующую власть", так как не пропускает или существенно искажает импульсы политической агитации.

"Провоцировать субъектность" (то есть заставить избирателя самого принимать решения в условиях выборов федерального масштаба) на практике можно лишь одним способом. Как пояснил господин Киселев, аморфность электората заставляет политконсультантов применять "виртуальные технологии". Их смысл заключается в создании "информационного пространства, в котором избиратель мог бы принимать самостоятельные решения". Фактически это означает некоторые экстраординарные условия: "война компроматов" или проведение специальных предвыборных акций, в ходе которых идет воздействие на базовые чувства избирателей, побуждающие к действию.

Статистика свидетельствует, что непосредственно на избирательном участке с выбором определяется почти треть избирателей. Вместе с тем, практика политических кампаний указывает на преимущество тех, кто наиболее интенсивно и ярко проводит конец предвыборной борьбы.

Пермская область традиционно считается одним из самых стабильных и спокойных регионов, население которого отнюдь не падко на политические страсти. Однако и в Прикамье использование "технологий понижения рейтинга" – так господин Киселев назвал "черный" PR – не редкость. Достаточно вспомнить некоторые политические демарши на последних выборах в Законодательное собрание Пермской области. Цена вопроса в предстоящих электоральных баталиях значительно выше.
Первая полоса
Колонка редактора
Политика
Экономика
Высокие технологии
Рынок труда
Общество
Точка зрения
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100