№26 (128) 21 июля 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№22 (124) 23 июня 2003 года | Первая полоса
Александр Мостовой

Дьявол кроется в деталях

Новая финансовая политика пермской мэрии выглядит чрезвычайно противоречивой. Рыночная практика денежных заимствований соседствует с абсолютно не рыночным механизмом использования этих средств.

На минувшей неделе администрация Перми перешла к реальным шагам по запуску муниципального облигационного займа. Для этого мэрия предложила депутатам Пермской городской думы (пока в рамках заседаний комиссий) утвердить дефицит бюджета, что является непременным условием проведения займа, и генеральные условия эмиссии и обращения облигаций.

Экономический эффект или дыры в бюджете

Всего в пакет документов, предложенный депутатам, входит четыре законопроекта. Кроме вопросов дефицита бюджета и условий проведения займа, он включает программу внутренних заимствований и адресную инвестиционную программу. Именно последняя и является своего рода руководством к действию. Как объясняют власти, вся история затевается для того, чтобы привлечь инвестиции под необходимые для города объекты.

Здесь и начинаются первые вопросы. Главный связан именно с выбором объектов для инвестирования.

По словам начальника управления экономики и инвестиций Сергея АЙЗЕНЦОНА, в течение нескольких лет "мы методично "урезаем" городской бюджет развития". В 2003 году бюджет развития – это всего 55 млн рублей, таких денег хватит максимум на пять объектов, "и это не то, вокруг чего можно говорить о развитии города".

Далее в программе представлен список из 41 пункта – объекты и виды работ, которые требуют скорейших инвестиций. Практически все предприятия – городской инфраструктуры или соцкультбыта, то есть объекты, где априори невозможно заработать.

Между тем, сама идея займа выглядит именно так. Взять деньги, выгодно их вложить и на этом получить прибыль. В случае с займом государственно-муниципальным можно вести речь не о прямой выгоде, а о потенциальных выгодах для бюджета.

Аркадий КАЦ, вице-губернатор Пермской области:

– Заем должен осуществляться под конкретные проекты и иметь источники погашения за счет реализации этих проектов. Причем, это может быть движение в двух направлениях: либо проекты, которые в последующем дают увеличение доходов бюджета, либо те, что приводят к снижению затрат, а значит, в обоих случаях дают источники погашения займов.

Алексей ЧЕРНОВ, генеральный директор ИК "Витус":

– В вопросах заимствования есть логика бизнеса: когда привлекается финансовый ресурс, и это в последствии увеличивает стоимость бизнеса, то, значит, решение о займе принято правильно. Если эту логику переводить на уровень муниципальных финансов, тогда, на мой взгляд, мерилом стоимости бизнеса может быть некий критерий качества жизни населения или важнейшие показатели социально-экономического развития региона. С точки зрения именно этих параметров и нужно рассматривать необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

По мнению Аркадия Каца, за счет займа нельзя затыкать дыры в бюджете. На словах с таким подходом соглашаются и в мэрии, заверяя, что "деньги будут направлены на развитие", однако на деле иначе, как латанием дыр, это назвать трудно. Ведь даже если предусмотреть возможный финансовый эффект от инвестирования заемных средств в инфраструктуру, то просчитать его на деле чрезвычайно сложно. Слишком много нюансов, причем, отнюдь не только объективных, придется учитывать.

Но если представить, что в мэрии нашлись специалисты, осуществившие подобные расчеты и прогнозы, то список для инвестирования все равно вызывает удивление. Здесь нет ни одного объекта, который способен приносить прямую прибыль, а только сплошные "социально значимые" структуры. Зато мэрия не забыла "Пермводоканал". Непонятным образом в планах на 2003 год речь почему-то идет и о расширении и реконструкции городского водопровода и канализации. На вопрос, чем это можно объяснить, учитывая инвестиционные обещания корпорации "Современный город" (арендатора "Пермводоканала"), городские чиновники заявляют, что, вероятно, после запуска займа некоторые объекты отпадут за ненадобностью финансирования.

Такие волюнтаристские подходы не могут не вызывать удивления. То же самое и в отношении суммы заимствований. Заявленная цифра в 200 миллионов рублей для городской казны является каплей в море и опять-таки заставляет вспомнить тезис о латании дыр.

Благие намерения

Самое любопытное во всей этой истории, что мэрия, инициируя заем, действительно пытается идти в ногу со временем.

Проведение муниципальных займов уже давно не является в России прецедентом. Разные суммы (от 300 млн до 1,5 млрд) занимали Санкт-Петербург, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород.

Вице-мэр Александр Бесфамильный назвал заем красивым инвестиционным ходом.

Александр Бесфамильный:

– С помощью заемных средств администрация города фактически создает кредитную историю Перми. Мы до сих пор реально не знаем, как оценивают привлекательность города частные инвесторы. Для этого предполагается разместить первый облигационный заем на Московской межбанковской валютной бирже. Наверное, у этого проекта будет непростое прохождение в Думе. Но у администрации Перми есть желание переубедить депутатов в том, что развитие городской инфраструктуры в долг – негативное явление. Но ведь придерживаются же практики развития в долг муниципалитеты других стран...

Алексей Чернов:

– Прозвучавшие цифры размещения облигаций пермского займа в 14-15% годовых представляются вполне реальными. Корпоративные облигации голубых фишек размещаются под 9,5% годовых. На таком же уровне находятся ставки по муниципальным облигациям. Так что пермские бумаги имеют неплохие перспективы.

Однако необъяснимый выбор объектов для расходования привлеченных средств может превратить создаваемую кредитную историю Перми в комедию ошибок, а то и в фильм ужасов.

Нельзя забывать и тот факт, что прямой контроль над эмиссией будет осуществлять Министерство финансов России. Московские чиновники вряд ли согласятся закрыть глаза на проблемы, которые в мэрии по привычке могут посчитать несерьезными. Как сказал, комментируя по просьбе "ПО" идею займа, вице-губернатор Аркадий Кац, "дьявол кроется в деталях, и именно на этапе доведения идеологии займа до технологии основная работа и должна быть проведена, причем, проведена предельно тщательно и аккуратно, поскольку уровень требования к этим документам будет предельно высок".

Пока аккуратности в подготовке первого в истории Перми займа в мэрии не наблюдается. Создается впечатление, что чиновники просто сменили стратегию и отныне намерены решать бюджетные проблемы с помощью заимствований: кредитная линия в "Камабанке", открытая в мае, подготовка к эмиссии муниципального облигационного займа…

Эффективность нового финансового подхода не ставится под сомнение только на Ленина, 23. А отсутствие колебаний по этому адресу, к сожалению, на сто процентов не убеждает.

Первая полоса
Политика
Общество
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100