№27 (129) 28 июля 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№22 (124) 23 июня 2003 года | Экономика
Василий Пересыпкин

Фирменный "Сильвинит"

21 июня соликамское ОАО "Сильвинит" в девятый раз отметило День фирмы. Новые времена – новые праздники. Однако преемственность традиций, адаптированных к современным реалиям, свидетельствует о здоровом консерватизме менеджмента предприятия.

Сегодня прагматизм и жесткость отечественного капитализма, свойственные периоду первоначального накопления капитала, сменяeт понимание того, что успешность компании, фирмы зависит не только от сугубо экономических, производственных и финансовых показателей. Необходима идея, объединяющая коллектив, так называемая корпоративная культура. Видимо, мы уже прошли тот этап, когда стимулирование труда сотрудников заключалось исключительно в размере денежного оклада и премий. Сейчас маятник политики высшего руководства крупных предприятий в отношении персонала отклоняется от своей верхней, прагматичной точки и приближается к середине своей амплитуды – туда, где на внутреннюю политику предприятия в равной степени действуют и рыночные, и, если можно так выразиться, идеалистические подходы к персоналу. Да, бесплатно, за одну только идею, как это было в советские времена, сегодня уже никто работать не будет, но и без идеи, оказывается, тоже не обойтись. К счастью, далеко не все в этой жизни определяют только деньги. Есть еще чувство гордости за родное предприятие, здоровый патриотизм, амбиции, ощущение сопричастности каждого к какому-то общему делу.

Сейчас высший менеджмент крупных промышленных предприятий уже не может относиться к своим сотрудникам лишь как к винтикам одного большого механизма. Каждый работник – это важнейшее звено в производственной цепочке. От профессионализма сотрудников, их ответственности зависит и надлежащая работа сложнейшей техники, и качество продукции, а значит и "лицо" фирмы, ее брэнд, следовательно, и процветание всего предприятия.

Руководство "Сильвинита" прекрасно понимает, что в обучение людей, в отдых персонала, в условия труда необходимо вкладывать средства, причем не меньшие, чем на модернизацию производства и капитальное строительство.

Хоть горшком назови

Генеральный директор "Сильвинита" Петр КОНДРАШЕВ придерживается мнения, что построение брэнда для фирмы, производящей калийные удобрения, при существующей практике сбыта калийных удобрений на мировом рынке – не первоочередная задача. Действительно, на гранулу, как на бананы, ярлычок не наклеишь. Может, Петру Кондрашеву просто чем-то не угодило одно иностранное слово – "брэнд"? Зато у него есть собственный "вижн" – видение, представление о предприятии на ближайшие пять лет. Хотя, оттого, как назвать, по сути, одинаковые вещи, смысл, наверное, сильно не меняется. Просто "Сильвинит", не размахивая появившимся в этом году у фирмы собственным флагом, занимается построением собственного брэнда внутри предприятия. Именно высокая корпоративная культура таит в себе мощный синергетический эффект, который может сработать в любой момент, когда накопится некая критическая масса.

С флагом и песней

Помимо флага, у "Сильвинита" в этом году появился еще и собственный гимн. Слова и музыку написал рабочий шахтно-строительного управления Виктор Никитин – местный бард-самородок. А на Дне фирмы гимн вообще звучал в исполнении лидера группы "Любэ" Николая Расторгуева. И хотя Петр Кондрашев не в большом восторге от манеры исполнения (у всех свой вкус), столичному музыканту обижаться на руководителя "Сильвинита" не стоит – просто гендиректор душой радеет за свое, за родное, за сильвинитовское. "Автор исполняет песню лучше", – признается Петр Иванович. И так во всем.

Даже более. Сегодня нельзя представить Соликамск без "Сильвинита". Каждый третий житель этого верхнекамского города работает на калийном предприятии. Более половины доходов бюджета города формируют именно отчисления от калийщиков.

Без прошлого нет будущего

А ведь еще 20 лет назад соликамские калийщики входили в состав березниковского "Уралкалия". И это несмотря на то, что впервые российский калий был открыт в 1906 году именно в Соликамске горным инженером Николаем Рязанцевым. И первое советское калийное предприятие было построено именно в Соликамске.

Но свойственная советской экономике гигантомания, не без влияния пропагандистских, идеологических мотивов, привела к тому, что соликамское калийное предприятие после второй мировой войны было присоединено к березниковскому "Уралкалию". С одной стороны, логика в таком решении была. Единая централизованная система сбыта, складов и т. п. при всей громоздкости структуры имела свои плюсы. Но не секрет, что первое березниковское калийное рудоуправление было ориентировано на экспорт, следовательно, именно туда в первую очередь по партийной разнарядке поступало лучшее оборудование, внедрялись новые технологии. Да и зарплаты там были несколько выше, чем на остальных производствах.

Но одно дело производство, другое – развитие социальной инфраструктуры городов. В советские времена этими проблемами занимались непосредственно сами предприятия. Вот и получалось, что по месту "прописки" калийного предприятия объекты жилищного строительства, социальной сферы строились первоочередными темпами. А у соликамских рудоуправлений в собственном распоряжении к 1983 году имелись лишь профилакторий да лыжная база.

Нужно отдать должное "главному идеологу разделения" Станиславу НАКОНЕЧНОМУ, ставшему впоследствии первым директором ПО "Сильвинит" и руководителю березниковской парторганизации Павлу БОРЧЕНКО, которые задумали и провели отделение соликамских калийщиков от березниковцев. Вернее, первый проявил максимум энергии и способностей для осуществления поставленной цели, а второй мудро не мешал. Благодаря тому историческому решению об отделении (совпавшему, кстати, с вводом в действие третьего соликамского рудоуправления), Соликамск однозначно выиграл в социальном плане. На средства "Сильвинита" в городе были построены больница № 3, Универсам, Дворец пионеров, Дом спорта, база отдыха, бассейн, кинотеатр, все школы и детские сады на юге Соликамска. Было введено в строй более 210 тыс. м2 жилья.

Однако стартовые условия у двух калийных предприятий, начавших вести производство отдельно, не были равнозначными. "Сильвиниту" пришлось практически с нуля организовать сбыт, наладить складское хозяйство, ввести в строй шахтностроительное управление, заниматься вопросами обеспечения подвижным железнодорожным составом и т. д. и т. п. Отчасти из-за отставания в технологиях "Сильвиниту" до конца 80-х годов прошлого века был закрыт самостоятельный путь на внешний рынок. Тем не менее, все эти трудности были успешно преодолены.

Сегодня "Сильвинит" по своим мощностям занимает шестое место среди калийных предприятий в мире, а продукция поставляется более, чем в 60 стран, включая даже такой капризный рынок, как рынок Новой Зеландии, где предъявляются одни из самых высоких требований к качеству калийных удобрений.

Так что "Сильвинит" – это не только лицо Соликамска, но престиж страны на мировой арене. При таких успехах не грех и собственным флагом помахать под собственную песню. Имя обязывает.

PR

Первая полоса
Общество
Политика
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100