№27 (129) 28 июля 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№22 (124) 23 июня 2003 года | Общество
Дмитрий Захаров

Непечатное слово

Государство в лице Минпечати не оставляет попыток каким-либо образом упорядочить деятельность интернет-сообщества. Но в самой сети это мало кого волнует. Здесь ждут денег.

10 лет назад в России еще не задумывались о том, что такие категории, как "интернет", "вебсайт" или "домен", когда-нибудь будут нуждаться в правовом регулировании. Но рано или поздно это должно было случиться. Так, в законопроект включена глава, которая регламентирует работу онлайновых СМИ, а также интернет-версий традиционных газет и телекомпаний. Согласно законопроекту, онлайн-версии СМИ являются одной из форм распространения традиционных средств массовой информации – такой же, как подписка или продажа в розницу. У нового законопроекта есть еще один нюанс: отменяется регистрация интернет-изданий в Министерстве печати. В том случае, если законопроект будет принят, для получения лицензии на информационный интернет-ресурс достаточно будет просто уведомить Министерство о начале работы онлайнового СМИ.

Затишье перед бурей?

И в Перми, и в целом по России с завидным постоянством возникают разнообразные интернет-ресурсы информационного характера. Парадоксально, но такого количества интернет-СМИ нет нигде в мире. На Западе они часто развиваются по модели CNN – сетевое подразделение должно существовать при серьезном оффлайновом средстве массовой информации, и случаи независимых сетевых изданий довольно редки. У нас же все наоборот.

Аркадий Захаров, главный редактор информационного сайта:

– Медийное информационное поле в городе уже сформировано. Обилие газет, радиостанций и телекомпаний, как пермских, так и федеральных, делает задачу проникновения на рынок чрезвычайно сложной. Тем временем количество пользователей компьютеров и Интернета непрерывно растет. И хотя как такового рынка интернет-изданий у нас пока нет, перспективы у него очень высоки.

И в самом деле, по данным статистики, количество "граждан Интернета" в России растет. И даже быстрее, чем в среднем по миру. Но вместе с тем растет процент пользователей, которые все меньше и меньше склонны доверять информации из Интернета, даже если речь не идет об аналитике.

Татьяна Ртищева, главный редактор информационного агентства:

– Ситуация с информационными ресурсами в пермском Интернете складывается по-разному. Как и во всем мире, после первого бума наступило, с одной стороны, некоторое охлаждение, с другой – поворот к реальности. Сильные и хорошо продуманные проекты продолжают успешно работать и развиваться, мелкие и глупые умирают. Кроме того, интернет-издания стали, фактически, самостоятельными средствами массовой информации, которые, безусловно, вступают в непрямую конкуренцию с телевидением, радио и газетами.

Монитор или бумага?

Интернет-версии пермских оффлайновых СМИ – совершенно отдельная история. В целом они оставляют не самое лучшее впечатление. Оптимальный, по мнению специалистов, вариант – когда в сеть выкладывается полный объем печатного издания, но с небольшой задержкой – в Перми практикуют единицы. Чаще всего в Интернете размещаются анонсы новостей, публикуемых в основном издании, или статьи помещаются в полном варианте, но не все, а лишь часть. Дизайн также не грешит разнообразием. Программистский термин "дружественный интерфейс" применим лишь к крайне ограниченному числу интернет-изданий. Иногда складывается впечатление, что выход пермской прессы в сеть продиктован лишь общей модой или желанием "застолбить место".

Татьяна Ртищева:

– Хотя внимание у пермских печатных СМИ к интернет-версиям своих изданий есть, но вот понимания, что же нужно делать в этом направлении, немного. Практически каждое онлайновое представительство содержит недостатки как в оформлении, так и в подходах к формированию подборки новостей.

Следует отметить, что интернет-версии совсем не бесполезны. Зачастую только на сайте рядовой читатель может посмотреть архив газетных материалов или, находясь в другом городе или за границей, почитать свежий номер любимого издания. Возможность обсудить прочитанное дает форум, организованный на сайте. Преимущества налицо. Но все ли это осознают?

Жизнь или кошелек?

Как интернет-издания зарабатывают на жизнь? Способов существует немало и самый очевидный из них – размещение рекламы на сайте.

Аркадий Захаров:

– Размещение рекламы на сайте очень часто является главной статьей доходов у интернет-издания. Хотя, по моим ощущениям, рынок размещения рекламы в Интернете в нашем городе даже и не начал формироваться, и все действия по поиску рекламодателя и сопутствующие процессы носят стихийный характер.

По признанию владельцев ряда информационных интернет-ресурсов, доля рекламы на сайте от общих доходов невелика, хотя и имеет тенденцию к росту. По оценкам экспертов, она составляет от 5 до 10%. Гораздо более перспективный способ если не заработать, так хоть покрыть затраты на содержание сайта – сделать платный доступ к информации. Что и практикуют на сегодняшний день большинство интернет-изданий.

Татьяна Ртищева:

– Вполне реальной в ближайшее время станет подписка на новости в Интернете. Правда, речь идет только о корпоративных клиентах. В случае же с подпиской на интернет-версии газет для рядовых читателей проблема будет решена еще не скоро.

Быть или не быть?

Прошлый год стал переломным для бумажных СМИ: он изменил их взгляды на Интернет как средство коммуникаций. Известный эксперт в области интернет-СМИ Леонид Делицын в одном из интервью сказал:

–Толчком к быстрому развитию своих онлайн-версий для традиционных СМИ стали события 11 сентября. Сегодня ежедневная интернет-аудитория ряда массовых изданий превышает 30 тысяч человек (по рабочим дням). Это составляет порядка 1,5-6 процентов тиража "бумажных" газет, поэтому можно предположить, что потенциал роста весьма велик.

В последнее время прослеживается тенденция сокращения популярности развлекательных сайтов в пользу сайтов информационных. И наибольшее число посещений этих ресурсов отмечается во время кризисных событий.

Татьяна Ртищева:

– Когда была угроза захвата террористами пермского самолета, сайт нашего информагентства посетило более 600 человек за полчаса. Хотя средний ежесуточный показатель посещаемости наших сайтов составляет около 800 человек.

Оперативность – вот тот козырь интернет-изданий, который позволяет им иметь постоянную аудиторию.

В целом, перспективы развития интернет-изданий в России оцениваются экспертами со сдержанным оптимизмом. Эпоха, когда Интернет был, прежде всего, местом слива компромата, миновала. Рынок понемногу приобретает цивилизованные очертания. Онлайновые СМИ набирают вес и влиятельность. Понемногу завоевывается доверие аудитории. И если новостные веб-сайты выдержат испытание на прочность приближающимися парламентскими и президентскими выборами, Россия сделает еще один шаг на пути к цивилизованному медиа-рынку.
Первая полоса
Общество
Политика
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100