В плюс краевым и городским властям можно поставить окончание строительства и реконструкции некоторых дорог, в минус – затягивание почти всех объектов, будь то ремонт ул. Маршала Рыбалко или реконструкция набережной. Реализация проектов, требующих значительных финансовых вложений и политических решений, и вовсе встала (аэропорт, зоопарк и др.).
Дорогие дороги
Этой осенью запустили движение транспорта на участке ул. Героев Хасана – от ПНИТИ до ул. Хлебозаводской. Реконструкцию объекта выполнило ОАО «Пермдорстрой», общая стоимость контракта 919 млн руб. Подрядчик работал с опережением, поэтому в следующем году «Пермдорстрою» остается только закончить перекладку трамвайных путей и работы по благоустройству.
Нынешней осенью ввели в эксплуатацию II очередь Восточного обхода Перми с путепроводами. Правда, без наружного освещения и с опозданием на полгода. ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» должно было построить объект к апрелю, потом срок сдачи перенесли на август, а потом – на октябрь. Краевое «Управление автомобильных дорог и транспорта» (УАД) требовало с дорожников штраф в 19 млн руб., но суд постановил взыскать с ханты-мансийцев всего 600 тыс. руб. Подрядчик не мог вовремя закончить строительство из-за того, что в проектной документации были ошибки. К тому же, проект разрабатывали в 2008 году, и к 2012-му (тогда прошел аукцион) документация фактически устарела. Сейчас объявлен аукцион по устройству наружного освещения на объекте (62,65 млн руб.). Освещение должно появиться к 30 августа 2014 года.
С горем пополам городские власти разделались с капремонтом ул. Маршала Рыбалко. Контракт на капремонт участка между улицами Сысольской и Шишкина в 2011 году выиграла компания «Ветлан-Строй» (стоимость 106,9 млн руб.). В течение двух лет подрядчик не мог отремонтировать дорогу. На третий год МКУ «Пермблагоустройство» привлекло к работам «Пермдорстрой», а с «Ветланом» через суд контракт был расторгнут.
Во время этой дорожной эпопеи (в 2012-м) «Ветлан-Строй» успел выиграть на аукционе подряд на ремонт 2-го пускового комплекса – между улицами Шишкина и Гальперина (стоимость около 150 млн руб.). К этому объекту компанию даже не допустили, подряд разыграли заново, и «Пермдорстрой» его благополучно получил.
Ради чего вырубили?
ООО «Газмет ИНТЭК» (аффилировано депутату Заксобрания Алексею ЛУКАНИНУ) завершило реконструкцию первого участка набережной Камы – от причала № 9 до насосной станции (102,1 млн руб.). Подрядчик сдал объект на два месяца позднее срока. У администрации и подрядчика друг к другу взаимные претензии.
Но горожанам не до этих разборок. Они так ждали обновленную набережную, а то, что получилось, пермяков совсем не обрадовало… Зачем, спрашивается, вырубали деревья – красивые, здоровые липы? Зачем изящные фонари заменили на «железные клюшки»?..
«Газмет ИНТЭК» же реконструирует и второй участок набережной – от насосной станции до Кафедрального собора. Администрация хочет расторгнуть договор с этим подрядчиком.
Вернут фонтан
«Пермдорстрой» начал подготовительные работы по реконструкции эспланады. Установлено ограждение на стройплощадке, началась заготовка необходимых материалов. Масштабные работы начнутся в следующем году. Учитывая оперативный ремонт ул. Героев Хасана, можно надеяться, что и эспланаду подрядчик закончит вовремя.
Напомним, «Пермдорстрой» выиграл подряд на реконструкцию эспланады за 360 млн руб. До этого городские власти долго корректировали стоимость работ и сам проект. На эспланаде отремонтируют лестничные спуски, подпорные стенки со стороны ул. Ленина, парковочные карманы, установят пандусы для маломобильных групп населения. Площадь вымостят разными видами камня, разобьют газоны, посадят деревья. Фонтан под названием «Река» построят светомузыкальным, струи воды будут бить прямо из-под земли. Закончить работы надо к 1 мая 2015 года.
Далеко не улетели
За весь 2013 год проект строительства нового пассажирского терминала аэропорта не продвинулся ни на йоту. Сначала краевые власти выбрали инвестора «Кольцово-Инвест» (УК «Аэропорты регионов»), который построит терминал и будет развивать наш аэропорт.
ФАС РФ возбудила дело по признакам нарушения губернатором, ОАО «Международный аэропорт Пермь» и ОАО «Кольцово-Инвест» ФЗ «О защите конкуренции». По версии ведомства, Виктор БАСАРГИН ограничил конкуренцию во время отбора инвесторов. Недавно губернатор заявил в своем блоге, что отменил результаты конкурса.
Комиссия под председательством зам. руководителя ФАС РФ Александра КИНЕВА решила прекратить дело в отношении губернатора. Однако дело в отношении «Международного аэропорта Пермь» и «Кольцово-Инвест» не прекращено.
А что же аэропорт? Выбирать инвестора будут заново.
17 мгновений Генплана
Под конец года в Перми решили изменить Генплан. Накопилось уже 17 предложений на изменение главного градостроительного документа. Заявители просят сменить зонирование земельных участков для возведения жилья на Бахаревке, на Голом мысу, для переноса зоопарка в Черняевский лес, строительства подземного центра под эспланадой, дома на ул. Вильямса, 44 (Гайва) и др.
Предложения по изменению Генплана прошли публичные слушания. Краевая и городская администрации просят сменить зонирование земель для многодетных в Заозерье, на Иве-2, Липовой горе, Голом мысу и др. Московские компании ПИК и «ДС-Девелопмент» хотят застроить Бахаревку и эспланаду (подземный торговый центр). Банк «Урал ФД» планирует построить дом в долине речки Данилихи, и др. Общественники предлагают не застраивать эспланаду и хотят сохранить долины малых рек. Застройка Бахаревки, по заключениям экспертов, может обернуться транспортными проблемами для нового м/р-на, а также онкологическими заболеваниями для его жителей (рядом Осенцовский промузел). Не устраивает их и застройка зон рекреации – это идет в разрез с принципами Генплана по сохранению экологического природного ландшафта.
Администрация может внести 17 заявок в гордуму одним пакетом, чтобы депутаты приняли сразу все. Общественники против, потому что среди действительно необходимых изменений есть те, которые принимать ни в коем случае нельзя.
Так где же?!
Ученые из ПГНИУ говорят, что перенос зоопарка в Черняевский лес повлечет негативные экологические последствия. Другая группа ученых (результатами их исследований оперирует губернатор) говорит, что воздух в Черняевском лесу не загрязнен. Глава региона отмечает, что 80% деревьев сохранят, и проводит опросы, чтобы узнать главные причины недовольства пермяков его предложением. По словам Басаргина, он готов к дискуссиям и компромиссным решениям. Виктор Басаргин заявляет, что в лесопарке зоосад строить на 500 млн руб. дешевле (стоимость нынешнего проекта – около 1,8 млрд руб.), чем на ул. Братской, к тому же ближе к центру города.
Региональные власти передумали строить новое здание галереи по проекту архитектора Петера ЦУМТОРА – «проект отложен на неопределенный срок»… Но галерея должна покинуть здание Преображенского собора к 2015 году. Ее хотят отправить в здание Речного вокзала, а Музей современного искусства – в трамвайное депо на Разгуляе. По предварительным оценкам регионального министра культуры Игоря ГЛАДНЕВА, на переезд галерее понадобится около 900 млн руб.
Пермские архитекторы выступили против такого решения. Они сказали, что здание Речного вокзала находится в зоне критического подтопления, и предложили свои варианты размещения нового здания галереи: стадион «Юность», площадка перед «Колизеем-Синема», угол Компрос-Краснова, квартал № 64 в границах ул. Ленина/Крисанова/Петропавловская/драмтеатр и др. Правда, есть опасение, что, несмотря на протесты профессионального сообщества и петиции общественников, региональные власти все-таки реализуют свое решение.
Не видать новых путей!
Этой весной МУП «Пермгорэлектротранс» представил инвестпроект по развитию трамвайной сети в Перми с 2013 по 2020 год (финансовая потребность – 2,1 млрд руб.).
Документом запланирована прокладка 8 км новых путей в центре города и в м/р Владимирский. Также предложено организовать выделенные полосы для трамваев, увеличивать пассажиропоток. «Пермгорэлектротранс» должно стать безубыточным предприятием.
Но из-за дефицита городского бюджета реализация инвестпроекта отложена. В 2014-м администрация решит, когда же начнут строить новые пути. К концу года горадминистрация все-таки разобралась с финансированием городской электрички. В год на ее субсидирование надо 25,8 млн руб.
В ноябре городская управа и «Пермская пригородная компания» (оператор электрички) подписали документ о субсидировании электрички.
Однако маршрут ее следования сократили на 12 км. Из расписания вывели станции Мысы, Ласьва и Оверята, так как они находятся за пределами города. Отменили также два утренних и один вечерний рейс. Жители «отрезанных» станций недовольны, и направили петиции в органы власти.
Арбат превращен в «дикую» стоянку
В Перми появилось еще 270 метров бесплатной парковки в самом центре – стоянка называется «Пешеходная зона ул. Пермской». Пару лет назад участок улицы был специально обустроен для пеших прогулок, но сейчас шлагбаумы убрали (как и деревянные боксы для торговли). При этом в начале года городской департамент культуры сообщал, что проезд на пермский Арбат разрешен только для экстренных служб, сотрудников близлежащих организаций и жителей здешних домов.
Напомним, пешеходную зону ул. Пермской открыли летом 2011 года. В 2012 году на ее двухмесячную охрану потратили почти 300 тыс. руб. Четыре охранника на 270 м – это слишком. Содержание пермского Арбата в 2014-2015 годах обойдется городскому бюджету в 1,4 млн руб. (конкурс выиграло ООО «Дорстройальянс»).
Вокзал долгого ожидания
20 декабря был подписан договор купли-продажи акций ОАО «Развитие вокзалов-Пермь» («РВ-Пермь») между краевым правительством и ОАО «РЖД – Развитие вокзалов» (входит в ГК ОАО «РЖД»). Пермский край участвует в уставном капитале «РВ-Пермь» путем приобретения 50% акций компании.
Распределение акций позволит начать проектирование нового ж/д вокзала Пермь II. Проектные работы надо завершить до конца 2014 года.
Напомним, новый железнодорожный и автовокзал в Перми планировалось построить до конца 2015 года, стоимость строительства оценивается в 9 млрд руб. В развитие вокзала собирается инвестировать канадская компания Trinity Development Group Inc. Однако вряд ли за год в регионе успеют построить такой крупный объект. К тому же в створе площади Гайдара краевые власти хотят построить третий мост через Каму.