Кому мы доверяем свою жизнь, вызывая такси в Перми?
Сегодня в сфере таксомоторных перевозок в столице Прикамья работает порядка 50 компаний (в основном диспетчерские службы) и 4 агрегатора (Uber, «ЯндексТакси», Gett и Wheely). Ежедневно на дороги Перми выезжает 2-3 тыс. машин. Проверяют ли благонадежность водителей их работодатели, или, буднично набрав номер, мы подвергаем свою жизнь опасности?
Пермское, опасное, твое
С начала года в Перми и крае произошло несколько громких происшествий с участием такси. Утром 7 января сгорела машина на площади Восстания, от сработавшей подушки безопасности пострадала пассажирка. 12 февраля у ТЦ «Земляника» на Парковом столкнулись сразу три автомобиля «ЯндексТакси» (на фото). 23 февраля на автодороге Чайковский–Воткинск погибла 38-летняя пассажирка, с такси которой столкнулась «Тойота Камри», выехавшая на встречку. Водители обеих машин получили травмы и попали в больницу. И наконец, 2 марта в Перми водитель такси «Везёт» (1971 г.р., ранее судимый за тяжкое преступление) похитил и убил 9-летнюю девочку.
В соцсетях обсуждались и менее страшные, но неприятные случаи, когда таксисты обливали нерадивых клиентов зеленкой и даже избивали за отказ оплаты. Порой можно увидеть фотографии, где несколько машин такси заблокировали автомобиль виновника ДТП или пьяного водителя, спровоцировавшего конфликт на дороге.
Повышенное внимание к работе такси со стороны СМИ и общественности, по словам водителей, начинает нервировать. Нельзя не согласиться с тем, что действия нескольких человек бросают тень на целую отрасль, в которой работают тысячи вполне законопослушных людей.
– Такси дает полноценный срез нашего общества, – считает Владимир, работающий водителем через службу «ЯндексТакси». – За рулем есть и порядочные люди, и откровенно криминальные элементы, которые не могут больше никуда устроиться. Но, как правило, это обычные водители, зарабатывающие тем, что умеют крутить баранку.
Что касается шокирующего убийства ребенка водителем компании «Везёт», таксисты говорят, что 2-3 марта принимали участие в поисках пропавшей девочки вместе с полицейскими и волонтерами. Вообще, водители регулярно помогают сотрудникам ГИБДД выявлять пьяных шоферов и уличных правонарушителей.
Мутный рынок
Разобраться в том, как работает рынок таксомоторных перевозок, не очень-то просто. Начнем с того, что в Перми не так много служб с собственным парком автомобилей и официально трудоустроенными сотрудниками. В основном это диспетчерские службы, предлагающие посреднические услуги и привлекающие сторонних водителей. Даже если с ними заключен некий договор, то зачастую в нем не указано, что человек работает водителем такси. Это может быть даже соглашение о том, что владелец автомобиля разрешает обклеить транспортное средство рекламой такси. При этом услуги по перевозке он оказывает якобы по собственной инициативе.
Договоры о предоставлении диспетчерских услуг тоже не подразумевают какой-либо ответственности компаний за действия водителей. Считается, что фирма с помощью мобильного приложения или телефона всего лишь сообщает им о наличии заказа.
Ряд организаций предоставляет в аренду оклеенные машины. При этом никто не интересуется, кто и как будет их эксплуатировать. Единственное, что интересует арендодателей, – чтобы за использование транспортного средства были заплачены деньги. Нередко на арендованной машине ездят сразу несколько водителей. Поэтому клиентам диспетчерских служб, и особенно агрегаторов, не стоит удивляться, если вместо водителя Светланы к ним приедет какой-нибудь Михаил. Ведь это тоже никак не контролируется.
В приватной беседе водители отмечают, что в некоторых случаях такси управляют люди даже без водительского удостоверения.
А так как сотрудники ГИБДД относятся к таксистам более лояльно, чем к другим водителям, то и останавливают их нечасто.
Работа для любого?
«ПО» решил выяснить, какие документы потребуют в наиболее известных организациях Перми при попытке устроиться на работу водителем такси. В офисе упомянутой выше компании «Везёт» корреспонденту, представившемуся соискателем вакансии, пояснили, что для начала работы достаточно паспорта, водительского удостоверения и личного автомобиля. Если машины нет, ее могут дать по договору аренды.
Устроиться к одному из парт-неров Uber тоже оказалось довольно легко: нужно перейти по ссылке на сайт с анкетой, загрузить данные паспорта, водительского удостоверения, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации ТС, а также фото машины и задних сидений. Потом нужно подъехать в учебный центр и подключиться к системе.
При этом директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина ГУЩИНА пояснила, что их компания проверяет водителей:
– Проверка документов является обязательным условием подключения к платформе. Наша внутренняя служба безопасности также проверяет соискателя на наличие судимости. В случае нарушения наших правил водителя отключают от системы. Среди основных причин отключения низкий рейтинг и негативные отзывы о сотруднике, подача автомобиля не под своим аккаунтом (т.е. информация о водителе и автомобиле в приложении не соответствует тому, что есть на самом деле), злостное нарушение ПДД, экстремальное вождение. Кроме того, недопустимы любые формы агрессии, посторонние лица в салоне, угрозы в адрес пассажиров, попытки получить за провоз больше, чем рассчитано приложением.
Водитель Максим, вызванный через «ЯндексТакси», сообщил, что устроиться туда довольно просто. Достаточно приехать в офис, предъявить водительское удостоверение, документы на машину, загрузить мобильное приложение – и можно развозить клиентов. Перед выходом на линию он всего лишь фотографирует машину.
Просчет Минтранса
Руководитель «Альфа-Такси» Илья ШОЙХЕТ считает, что работать полулегально таксистов вынудило само государство – в силу несовершенства законодательства. Кроме того, процедура проверки благонадежности водителей отдана на откуп компаниям.
– Простой пример: разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на автомобиль, – рассказывает Илья Шойхет. – То есть оценку проходит только «железо», а не человек, который будет за рулем. Но представьте, что лицензию на оказание, например, стоматологических услуг, получает бормашина, а не врач!
Если в «Альфа-Такси» есть собственная служба безопасности, которая занимается проверкой водителей (хотя это особо и не требуется, так как здесь на протяжении многих лет работают официально трудоустроенные профессионалы, и нет текучки кадров), то большинство компаний экономит на этом.
Потому пассажирам необходимо более тщательно выбирать такси, услугами которого намерены воспользоваться. Если название компании регулярно мелькает в сводках происшествий, или на слуху негативные отзывы о качестве ее сервиса, то пользоваться такими услугами себе дороже. Понятно, что услуги надежных фирм не могут быть дешевы, но зато дают почти стопроцентную гарантию безопасности.
PS. Менеджер компании «Везёт» сообщил «ПО», что руководство не будет давать комментарии о проверке водителей на судимость.