№30 (957) 1 августа 2017 года (PDF)

Светлое авиа-завтра

№30 (957) 1 августа 2017 года

Некоторые итоги международного авиационно-космического салона МАКС-2017.

 

Есть очень популярное в массах мнение, что международный авиасалон МАКС – это место, где беспрестанно летают разные самолетики с красивыми цветными дымами. Так может показаться, если следить за событиями на главной аэрокосмической выставке страны по теленовостям. Однако то, что остается за кадром, много больше и значимее: это павильоны с выставочными стендами больших и малых предприятий и корпораций, наполненные оборудованием и материалами, назначение которых зачас-тую понятно только узким специалистам. Еще авиасалон – это деловая площадка для встреч, брифингов, семинаров и презентаций, конференций и круглых столов, посвященных проблемам авиапромышленности. И наконец, это место подписания контрактов и соглашений, определяющих перспективы авиапрома на ближайшие годы. 

 

Главное пермское

 

Найти в этом многообразии, размес-тившемся примерно на 80 гектарах, что-либо относящееся к пермским предприятиям было непросто. Пермские бренды на МАКСе обычно растворены в составе корпоративных экспозиций, да и по сравнению с прошлыми годами экспозиции выглядели куда более лаконичными, будто задачей их владельцев было показать только самые важные и актуальные объекты. 

Впрочем, безусловно, главный на сегодня продукт для авиации из Перми – турбовентиляторный двигатель ПД-14 – можно было видеть сразу в двух точках авиасалона. Один красовался на стенде «Объединенной двигателестроительной корпорации», а второй висел под крылом «летающей лаборатории» Ил-76ЛЛ, на котором он до последнего времени проходил испытания непосредственно в полете. 

К сожалению, самолет МС-21, для оснащения которого в первую очередь и предназначен ПД-14, на МАКСе не появился, несмотря на туманные намеки его разработчика – корпорации «Иркут» о том, что «может быть, возможно, не исключено...». Но самолет остался в Иркутске, где проходят его летные испытания. 

 

Интрига и конкретика

 

Тем не менее, тема производства МС-21 и напрямую связанного с ним пермского двигателя привлекала особое внимание. Новости, касающиеся ее, были, бесспорно, долгожданными, тем более что сегодня для установки на этот самолет планируется использовать два типа двигателя: пермские ПД-14, которые близки к получению сертификата типа, и американский PW1000G, который уже установлен на планер и в конце мая впервые поднял его в воздух. 

На сегодня заключены твердые заказы на 175 самолетов МС-21, еще на 285 машин пока существуют рамочные соглашения и предварительные договоренности. Интрига заключается в том, какая часть из заранее законтрактованных покупателями самолетов получит российские двигатели, а какая – американские.

Некоторая конкретика начала появляться. Так, АО «ОДК-Пермские моторы» подписало на авиасалоне соглашение об основных условиях поставки пермских двигателей с лизинговой компанией ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК). По нему ИФК получит 8 новых двигателей ПД-14 для оснащения четырех авиалайнеров МС-21-300, передаваемых авиакомпаниии Red Wings. Поставка двигателей должна произойти в 2022-2023 годах. Всего Red Wings планирует взять в лизинг 16 самолетов МС-21. Еще 50 самолетов этого типа авиакомпания «Аэрофлот-российские авиа-

линии» намеревается получить у «дочки» Ростеха, лизинговой компании «Авиакапитал-Сервис». Среди них, по предварительным данным, 35 машин будут летать с пермскими двигателями, остальные 

15 получат двигатели Pratt&Whithey.

ИФК, кроме того, подписала соглашения о намерениях с авиакомпаниями «ВИМ-АВИА», «Алроса» и «Саратовские авиалинии» на получение ими 27 самолетов МС-21. Соглашение о намерениях приобрести три МС-21 подписали корпорация «Иркут» и авиакомпания «Ангара». Какое количество из них получит пермские двигатели, пока неизвестно. По-видимому, решение будет приниматься ближе к началу серийного выпуска самолета, намеченному на 2019 год, в зависимости от успешной и своевременной сертификации ПД-14 и результатов, демонстрируемых новым авиа-лайнером в связке с пермским двигателем. 

Сергей ПОПОВ, управляющий директор АО «ОДК-Пермские моторы», говорит о планах его выпуска с оптимизмом:

– На заводе идет отработка новых технологий, внедрение нового прогрессивного оборудования. В июне в тестово-опытной эксплуатации заработал Центр аддитивных технологий – совместный проект с «Авиадвигателем». Благодаря ему мы в кратчайшие сроки сможем получать новые изделия и смотреть, насколько результативны идеи конструкторов, воплощенные в детали. Мы рассчитываем, что к 2026 году «Пермские моторы» будут выпускать до 50 двигателей ПД-14 в год.

Пока в Перми собрано 12 двигателей, в следующем году будет завершена сборка еще шести, которые вместе составят необходимую для испытаний и сертификации опытную партию. Получение российского сертификата типа ожидается в 2018 году, сертификация в европейском агентстве по безопасности полетов – годом позднее. 

 

Военные ждут новый ПД-35

 

Из прочих дел пермских моторостроителей следует упомянуть дополнительное соглашение к уже имеющемуся контракту между корпорацией «ВСМПО-АВИСМА» и «ОДК-Пермские моторы». Согласно ему, пермские двигателестроители подтверждают свои планы на приобретение выпус-каемых корпорацией изделий из титана для газотурбинных двигателей и уточняют условия их поставок до 2025 года. Также было заключено трехстороннее соглашение между ЗАО «ИФК Техник», «ОДК-Пермские моторы» и авиакомпанией Red Wings о поддержке в эксплуатации двигателей ПС-90А, используемых на самолетах Ту-204.

С появлением в Перми нового типа двигателя старый добрый ПС-90 не уходит со сцены. Кроме Red Wings, его активным пользователем и заказчиком остается Министерство обороны. Во время авиасалона командующий военно-транспортной авиацией ВВС России (ВТА) генерал-лейтенант Владимир БЕНЕДИКТОВ встретился с управляющим директором АО «ОДК-Пермские моторы» Сергеем Поповым и осмотрел экспонируемый на стенде ОДК новый ПД-14. Однако желания командующего, как оказалось, простираются еще дальше:

– Хочу отметить, что на вооружении армии также стоят сверхтяжелые, стратегические самолеты, которым требуется более мощный двигатель. Поэтому в перспективе мы очень ждем новый ПД-35 с 

повышенной тягой, подходящий для таких машин.

Пока ВТА получает новые транспортные самолеты Ил-76МД-90А, оснащенные пермским ПС-90А-76, что военных полностью устраивает. По словам Владимира Бенедиктова, парк транспортных самолетов будет только увеличиваться, и в 2017 году ВТА должна получить еще 8 таких двигателей – комплект для двух новых «грузовиков».

Помимо дел производственных, на авиасалоне принимались решения, связанные с развитием авиастроительной отрасли. Семь предприятий – «ОДК-Авиадвигатель», «ОДК-Пермские моторы», «ОДК-Стар», «Протон-ПМ», «Редуктор-ПМ», ПНППК и Уральский НИИ композиционных материалов – попечители авиатехникума им. Швецова приняли решение об инвестициях в ближайшие три года более 100 млн руб. в оснащение нового здания техникума. Пермские предприятия испытывают затруднения с кадрами «среднего звена», и вложения в их подготовку крайне необходимы для выполнения всех планов. Ожидается, что новый учебный корпус будет построен к 2020 году, примерно тогда начнется и реставрация старого здания авиатехникума. 

 

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка