№43 (145) 17 ноября 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№36 (138) 29 сентября 2003 года | Культура
Ольга Дворянова

Сказка для взрослых

В Театре юного зрителя поставили "Элькино золото". Спектакль оказался смесью классического мексиканского сериала со сказкой про Буратино.

Спектакль создан по пьесе наиболее известного в России современного израильского драматурга Йосефа Бар-Йосефа. Никакой он не эмигрант из России, которая для него столь же экзотичная страна, как, скажем, Америка. В Израиле он живет в восьмом поколении и родился в ортодоксальной религиозной семье. Поэтому, как и следовало ожидать, большинство его пьес посвящено современным проблемам и противоречиям еврейского сообщества. В России критики отмечают влияние на него великого Гоголя и Чехова, и, вероятно, любят за это.

Пьеса "Элькино золото" чрезвычайно говорливая – герои либо произносят предлинные монологи, либо орут, стараясь перекричать друг друга. А копаться в психологии отношений персонажей можно бесконечно долго. Режиссер Михаил СКОМОРОХОВ трактует персонажей с сентиментальностью и гуманностью, достойной всей русской классики. В каждом нелепом и поступающем, в общем-то, безнравственно персонаже пьесы Йосефа Бар-Йосефа он видит, по сути, человека хорошего, на которого плохо могут повлиять обстоятельства.

Как заявлено в программке, режиссер поставил "семейную историю в 2-х действиях". Под пристальным взглядом автора спектакля находится вполне типичная семейка, но с "личной историей". Единственное, что еще держит вместе ее членов, давно разучившихся понимать друг друга, – легенда о золоте. Мать хочет счастья своим детям, дети видят его по-своему, каждый ищет любви… Настоящий мексиканский сериал, спрессованный до двух с половиной часов и превратившийся во вполне динамичное зрелище.

Действие разворачивается в нагромождении старых, ржавых холодильников, ненужных чемоданов, полуразвалившихся диванов, стульев и кресел, требующих серьезной починки. Все это добро представляет собой внутренности лавки старьевщицы Эльки.

В такой "уютный" семейный уголок прямиком из Америки, в модных брюках клеш и ковбойской шляпе прибывает Арон (Артем АГЕЕВ), где его, кстати, совсем не ждут ни мать Элька (Заслуженная артистка России Валентина ЛАПТЕВА), ни младший брат Песах ("Пасха" в переводе)(Александр КРАСИКОВ). Испорченная Америка заставила Арона вернуться в родовое гнездо за деньгами, необходимыми для того, чтобы открыть свое дело с каким-то русским гражданином страны капитала. Его цель – Элькино золото, которое якобы досталось семейству по наследству и хранится теперь в укромном надежном месте – на кладбище. На этой легенде и держится "дружная семейка", в которой все давно перестали понимать друг друга. А легенда оказывается фикцией, сказкой про Буратино, посадившего золотой.

Не напрасно Михаил Скоморохов – режиссер детского театра. Он вводит в бытовой спектакль мимические сцены, где группа в белом из прошлого выращивает золотое дерево, плодами которого (золотой стружкой) осыпают этот сумасшедший дом – прием, виденный за самую скромную зрительскую практику не меньше дюжины раз.

Стареющая Элька ходит в дырявых башмаках и только и мечтает о том, как бы присмотреть своему младшему инфантильному сынку подходящую пассию, которая смогла бы взять бизнес по продаже старой мебели в свои руки. Со старшеньким этот номер, увы, не удался – вскоре он сбежал от своей свежеиспеченной жены в Америку. Жена Лили (Наталья ПОПОВА) от хронического недостатка любви и вследствие этого из-за совершенной бестолковости своей никчемной жизни превратилась в полусумасшедшую тетку, голова которой нафарширована дурацкими историями про покойников и извращенцев. Зритель даже не сразу улавливает, в каких родственных связях она состоит с прочими членами семейства, принимая за выжившую из ума служанку.

Всем этим, по большому счету несчастным и в целом неплохим людям можно посочувствовать. Но это, к сожалению, и все, чего они заслуживают. Настоящая беда в том, что зритель, несмотря на его включение в действие через постоянные месседжи в зал, наблюдает за чужой жизнью, потому что никак не может идентифицировать себя хотя бы с кем-нибудь из персонажей с их бестолковой жизнью.

Концовка открыта, но она не обнадеживает. Наследства нет, жизнь перевалила за ту черту, когда еще можно начать все сначала. Ее сегодняшний смысл для большинства персонажей довольно туманен. Единственная надежда – младший Песах, отправившийся проживать свою скромную, маленькую жизнь в трудах, мозолях и поту.

На фоне ярких, характерных, но не являющихся образцом для подражания других персонажей спектакля молчаливая роль этого, стопроцентно положительного, нравственного, но утомительно скучного героя оказалась, пожалуй, самой сложной. Герою-Красикову все время приходится принимать какие-то внутренние решения, о которых зритель догадывается то по томному, то по упрямому взгляду актера, все время обращенному куда-то вдаль...
Первая полоса
Объединение
Точка зрения
Масс-медиа
Ситуация
Анализ
Юбилей
Городская дума
Обзор рынка
Образование
Проекты
Фондовый рынок
Высокие технологии
Бюджет 2004
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100