№45 (147) 1 декабря 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№43 (145) 17 ноября 2003 года | Спорт
Александр Мостовой

Бизнес на эмоциях

Получение прибыли для спортивных клубов – большая редкость, но их владельцев это не заботит.

За последний год спорт уверенно стал одной из самых обсуждаемых тем в средствах массовой информации и в обывательских разговорах. Информация, касающаяся покупки клубов и игроков, заключения спонсорских контрактов, продаж прав на телетрансляцию, стабильно занимает первые полосы не только спортивных, но и деловых газет. В то же время, если оценивать спортивные клубы в экономических категориях, то в качестве активов их могут рассматривать только единицы владельцев. Для абсолютного большинства – это если и бизнес, то только с приставкой "шоу", а главным его двигателем остаются человеческие эмоции.

Расходы и доходы

Миллионы долларов, вращающиеся в спортиндустрии, уже давно никого не удивляют. Начавшийся в 90-х, процесс активного инвестирования в "голы, очки, секунды" достиг апогея десятилетия спустя, когда гонорары с шестью и более нулями стали привычным делом. Правда, инвестициями эти деньги можно назвать с изрядной долей натяжки, поскольку до сих пор редкий клуб приносит своим владельцам прибыль. Скорее напротив, можно говорить об огромных убытках, которые несут команды, причем статус суперклуба от финансовых проблем не спасает. Яркий пример – колоссальные долги, имевшие место в минувшем сезоне у грандов самых разных стран, таких как "Барселона", "Лацио", "Челси".

Российские клубы в данном случае мало отличаются от западных коллег: о прибыли говорить не приходится, а главной направляющей на пути покорения спортивных вершин выступает отнюдь не бизнес-план.

Валерий ЧУПРАКОВ, президент ФК "Амкар":

– На мой взгляд, получение прибыли отечественными спортивными клубами пока не реально. Четкой и проработанной системы в России нет, отсутствуют и соответствующие законы.

Сергей КУЩЕНКО, генеральный директор ПБК ЦСКА:

– Первое, что движет людьми, – это эмоции. Есть те, кто обладает определенным ресурсом, а также желанием что-то доказать. Здесь все напоминает бизнес, поскольку в спорте также все зиждется на конкуренции. Видя успехи одного клуба, владельцы другого не хотят отставать, на первый план выходят эмоции. И уже затем подтягивается вся структура, финансовый, административный, политический ресурс. Даже если мы говорим о прибыли, то она измеряется не деньгами. Электорат, имидж и статус – вот о чем можно говорить.

Возможно, потому, что концептуально подход к ведению спортивного бизнеса в Европе и России мало чем отличается (речь, безусловно, идет о ведущих российских клубах, поскольку коллективы разного рода первых-вторых лиг по-прежнему напоминают частные лавочки), отставание отечественной индустрии от западных стандартов сокращается быстрее, нежели в иных сферах. Хотя если сравнивать доходные части бюджетов, то Россия и Европа отличаются разительно.

Справка «ПО»
По данным Deloitte&Touche, около 50% доходов футбольным клубам Европы приносят продажи прав на трансляции матчей, 20-25% приходится на продажу билетов, остальное – доходы от рекламы и продажи символики.

Валерий Чупраков:

– На Западе клубы живут за счет продаж телевизионных прав, у нас все наоборот. Для того, чтобы болельщики увидели матч того же "Амкара" хотя бы по "Т7", я, как президент футбольного клуба, оказывается должен заплатить. В нормальном спортивном бизнесе все наоборот, это телеканалы должны бороться между собой за право показа матчей, а не клубы платить.

Сергей Кущенко:

– Ситуация с продажей телеправ постепенно должна измениться. Когда рейтинг спорта сравнится с сериалами, к клубам будут обращаться с предложениями продать права. Через год-два, но это произойдет.

По словам Сергея Кущенко, отдельные примеры цивилизованных взаимоотношений с телеканалами есть уже сегодня, в частности, еще в "урал-грейтовский" период нынешнего руководителя ЦСКА. Определенные надежды возлагаются и на неожиданно появившуюся конкуренцию среди спортивных каналов, теперь их в России сразу два, и соперничество между ними не только очевидно, но даже приносит первые плоды.

Однако зарабатывание денег на западно-европейский манер для отечественной индустрии даже не редкость, а настоящий антиквариат. Пока относительно системный подход наблюдается только в вопросах трансферной политики. Продажи игроков из клуба в клуб внутри России давно не редкость. Правда, и здесь проявляется местная специфика, в очень многих командах финансово-селекционный блок превращается в отличный источник для увеличения отдельно взятого кошелька отдельно взятого ответственного лица. Некоторые покупки игроков лишь на первый взгляд выглядят необъяснимыми, при ближайшем рассмотрении оказываясь тривиальной кормушкой для агентов или работников клуба (яркий пример – ситуация вокруг трансферов в одной "народной команде").

Сергей ТАРАКАНОВ, спортивный агент:

– Если принимать во внимание ряд баскетбольных команд, таких как ЦСКА, "Урал-Грейт", может быть, УНИКС, тогда можно говорить, что рынок почти сложился. В этих клубах есть инфраструктура, есть люди, которые отвечают за результат, есть определенный круг агентов, работающих с командами. В остальных клубах – хаос, там торгуют игроками все кому не лень – дядя Петя и дядя Джон, водитель грузовика из Миссури. Здесь отсутствует соответствующая структура.

Поскольку даже исключительно законный и грамотно проведенный трансфер не является для российских команд важной статьей дохода (многомиллионые продажи россиян за рубеж, вроде контракта Дмитрия АЛЕНИЧЕВА с "Ромой" или Евгения СМЕРТИНА с "Бордо"), основой бюджета спортивных клубов остаются деньги учредителей и спонсоров. Последних можно условно поделить на 3 категории. Представители первой владеют клубами либо очень продолжительный период, либо с момента основания и готовы поддерживать свое детище всегда и при любых условиях. Вторая группа объединяет коллективы, переходящие из одних рук в другие, частота этой смены напрямую зависит от спортивных успехов. Наконец, третья – своего рода балласт, обычно принадлежащий городским бюджетам. Местная власть поддерживает некоторое подобие жизни, и будущее команд напрямую зависит от любви главы региона к спорту или появления спонсора-благодетеля.

Пермские клубы относятся, скорее, к первой категории. Определенные оговорки можно делать только в связи с позицией нынешних собственников АО "Мотовилихинские заводы", которые поддерживают "Молот-Прикамье", что называется, от безысходности. Кроме того, в определенной степени это можно отнести к "Урал-Грейту". Баскетболисты в межсезонье сменили основных акционеров, бывших у команды с момента основания. Но, как заверяют инициаторы этого шага, областная администрация в компании с оставшимся в списке акционеров отцом-основателем Сергеем Кущенко должна стать залогом продолжения курса поступательного развития "Урал-Грейта".

О других доходных частях бюджета говорить очень тяжело, редко какой клуб признает, что зарабатывает нормальные деньги на продаже билетов и символике. Любой подобный факт – как праздник на спортивной улице. Хотя такие случаи есть: например, "Урал-Грейту" в сезоне 2001-2002 (тогда команда выступала в Евролиге) треть бюджета принес бизнес на билетах, символике и рекламе.

С расходной частью все намного проще. Основные статьи: перелеты и заработная плата членов команды, и чем выше уровень, тем приличнее выглядит зарплатная составляющая.

Другие принципы

Отечественный спорт, как и вся российская жизнь, вещь очень противоречивая. По ряду показателей он вполне вписывается в общемировые тенденции, например, чемпионами в разных видах спорта все чаще становятся самые богатые клубы (последний факт – футбольный ЦСКА). Однако при этом слишком многое из происходящего в цивилизованные рамки не укладывается: уровень благосостояния по-прежнему определяет не бизнес-активность на рынке, а наличие крупных спонсоров; централизованный выпуск клубной символики известен единицам; отмывание денег на контрактах легионеров практикуется даже в командах первого ряда; механизм продажи прав на телепоказ только-только начинает запускаться…

Однако, по мнению экспертов, организационно российский спорт движется вперед, и процесс идет довольно хорошими темпами. Вряд ли этот факт можно объяснить особой "продвинутостью" спортивных менеджеров. Дело в принципиально ином подходе, который главенствует здесь. В отличие от любого другого бизнеса, в спорте во главе угла стоят человеческие эмоции. И тот же Абрамович с "Челси" очень напоминает человека, играющего в компьютерного "Футбольного менеджера", покупающего по всему миру любимых игроков, а Сергей Кущенко, занимаясь собственно и только бизнесом, явно имел бы больший доход, чем от руководства баскетбольным ЦСКА. Но для погрузившихся в спорт очень многое уходит на второй план. В этом, безусловно, есть серьезный негатив, поскольку любое дело, базирующееся на эмоциях, заранее имеет шансы на неизвестные перспективы. Однако спады и падения команд – неотъемлемая часть их жизни, лишь добавляющая болельщикам остроту ощущений. Поэтому другого пути развития у спортивной сферы быть не может изначально. Лозунг "живи сердцем" всегда останется основным девизом всех участвующих в процессе.

Первая полоса
Колонка редактора
Выборы
Точка зрения
Визит
Энергетика
Протест
Налоги
Обзор рынка
Фондовый рынок
Высокие технологии
Рынок труда
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100