№2 (153) 26 января 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№147 (45) 1 декабря 2003 года | Культура
Ольга Дворянова

Недетский конкурс

Две "Кулисы" отправились в Москву и одна в Санкт-Петербург. Такое инвестирование в культуру российских столиц жюри фестиваля "Волшебная кулиса" посчитало заслуженным.

В Перми завершился VII областной фестиваль "Волшебная кулиса". Церемония награждения победителей прошла на сцене театра "У моста", который в день раздачи наград был забит до отказа. Ни фраков с "бабочками", ни вечерних туалетов в зале не наблюдалось, зато вся церемония, по словам актера академического театра драмы Виктора САИТОВА, смахивала на старую, добрую политинформацию, по которой театралы якобы соскучились. Если быть точными, то господа артисты и режиссеры просто соскучились по большим межтеатральным сейшенам.

Хорошего творческого настроения добавил и гость фестиваля –екатеринбургский ТЮЗ, показавший спектакль "Каштанка" (реж. Вячеслав КОКОРИН), ставший лауреатом "Золотой маски". Это театр чистой воды с отличной режиссерской и актерской работой. Наталья КУЗНЕЦОВА, играющая Каштанку, за счет всего-то двух хвостов, повязанных на голове, и рыженького полушубка превращается в маленькую сучку, которая подвывает, повизгивает и даже танцует как-то по-собачьи, и хвостиком, наверняка, виляет. Любимцем публики стал, конечно, Владимир ДВОРМАН, исполнивший гуся, – абсолютно молчаливая роль, если не считать гусиного языка.

Будете в Екатеринбурге, обязательно найдите время зайти в ТЮЗ. Если не поленитесь, то захватите и своих детей, им это доставит неописуемое удовольствие, какое они вряд ли получат в пермских детских театрах. Спектакли для детей не получили ни одной "Кулисы". Но ближе к делу.

Споем или станцуем?

Удивительно, но независимое жюри раздало премии только тем, кто заслужил. Кстати, эксперты в определении лауреатов были практически единодушны, и никаких серьезных разногласий и споров не наблюдалось. Главный приз – номинация "Лучший спектакль" – достался, как и ожидалось, опере "Клеопатра" (Пермский театр оперы и балета). Красивая конструкция, созданная режиссером (Георгий ИСААКЯН) и сценографом (Вячеслав ОКУНЕВ) была наполнена множественным смыслом. Большое значение имел и элемент новизны: во-первых, необычная авторская концепция, в соответствии с которой мы видим не исторический египетский персонаж (задействованный лишь в качестве сюжетной канвы спектакля), а историю актрисы. По замыслу режиссера, главная героиня проживает несколько жизней в разных эпохах и на разных континентах и заканчивает свои дни в психушке в кресле-каталке. Это своеобразная деконструкция мифа о женщине-вамп. Спектакль сделан в открытой постмодернистской стилистике, с обильным цитированием и объемными смысловыми горизонтами. По большому счету, "Клеопатра" нарушает границы традиционной оперы и медленно дрейфует в историю современного театра. Во-вторых, опера поставлена впервые на российской сцене – тоже своего рода достижение. От одного из членов жюри относительно этого спектакля довелось услышать эпитет "божественное ощущение".

"Кулису" за лучшую сценографию этому спектаклю принесла и работа петербуржца, постоянно сотрудничающего с нашим театром, Вячеслава Окунева.

За исполнение роли Клеопатры Татьяна ПОЛУЭКТОВА, с ее красивым, небанально-оперным тембром голоса и какой-то внутренней надломленностью, получила диплом фестиваля.

"Клеопатра" оказалась наиболее гармоничным спектаклем, в котором идеально сошлись все составляющие. Оперный театр стал абсолютным лидером по количеству полученных дипломов и статуэток. И наверняка большинство балетоманов будет возмущено, но скоро Пермь станет не балетным, а оперным городом.

Еще одна престижная "Кулиса" в номинации "Лучшая женская роль" была отдана Татьяне КУИНДЖИ (которая в последнее время все больше радует столичную публику) за исполнение партии Лолиты в одноименной опере. Ее Лолита – это хорошая драматическая роль. Актриса не только владеет голосом, но играет девочку-женщину, которая кувыркается на сцене, бегает. Лолита-Куинджи – не глупый американский тинэйджер, а именно ребенок, подвергшийся насилию нимфомана.

Главному дирижеру пермского театра Валерию ПЛАТОНОВУ пришлось выходить на сцену не меньше шести раз. Один раз – лично получать приз за лучшую дирижерскую работу в "Клеопатре", "Лолите" и "Ballet Imperial". Потом за Георгия Исаакяна, который на церемонии не появился из-за занятости. Потом еще и еще за кого-то.

Приме пермского балета Елене КУЛАГИНОЙ (сольная партия в "Ballet Imperial") досталась "Кулиса" с формулировкой, которую никто так и не понял. Впрочем, она не была необходима – звезда есть звезда.

Еще одна "Кулиса" уехала в Москву – к народному артисту России, актеру Вахтанговского театра Евгению КНЯЗЕВУ – за роль композитора Берлиоза в одноименном спектакле Пермского театра юного зрителя. Проект "Берлиоз" для Перми – событие значительное и исключительно интересное. Режиссер Михаил СКОМОРОХОВ пригласил на главную партию Евгения Князева и, как оказалось, это решение принесло основную удачу спектаклю.

Как выяснилось, среди организаторов фестиваля не было единодушия, следует ли в конкурсе областного значения раздавать премии столичным мэтрам, внося тем самым свой скромный вклад (денежная премия за отдельные номинации составляет 2 тысячи рублей) в инвестирование столичной культуры. Но если подумать о том, что и пермские, и московские актеры – состоявшийся факт пермской территории культуры, то разделять их было бы странным и неоправданным.

Князев вдохнул жизнь в не самую интересную пьесу современного московского драматурга Сергея КОРОБКОВА. Тонкая, мастерская игра, роль, прожитая от начала до конца. На этот спектакль ходят даже артисты пермских театров (и некоторые не по одному разу) – учиться мастерству Князева.

Михаил Скоморохов, получавший "Кулису" за Князева, объявил, что исполнитель Берлиоза, не взирая на всю свою славу и известность в Москве, счастлив ездить в Пермь и только ради 45 зрителей (спектакль играется в фойе, где 45 зрительских мест) готов еще долго и долго приезжать.

Авангард по-пермски, или Влюбленный критик

Любой фестиваль можно считать состоявшимся, если на нем случились какие-то открытия, о которых потом долго все подряд спорят. В этом смысле "Волшебная кулиса" удалась и выполнила план на двести процентов. Открытием "Кулисы" и какой-то особой радостью стал театр "Новая драма" (другие варианты названия "Код", "Театр Оленевой") под руководством Марины ОЛЕНЕВОЙ. Критики, члены жюри в один голос говорили о своей влюбленности и о некоторых ее моральных оправданиях, выражавшихся во фразе "Имеет ли критик право влюбиться?". Хочется воскликнуть, что, конечно, имеет! (Если объект любви того стоит.) А "Новая драма", безусловно, хороша, хотя, может быть, и не для каждого.

Это молодежный, студийный театр, сцементированный мастерством и профессионализмом, а не просто восторженным желанием вместе что-то делать. Коллектив – для "продвинутого" в плане сценической новизны зрителя. По словам театрального критика, члена жюри "Волшебной кулисы" Татьяны ТИХОНОВЕЦ, всегда должен быть авангардный зритель, который спустится в подвал, поднимется на чердак или скатится по обледенелым ступеням для того, чтобы увидеть нечто невообразимое. Так существуют многие знаменитые московские студии-театры. Почти для такого любителя театрального экстрима и работает "Новая драма". В маленькой комнате Дворца творчества юных, где существует этот театр, нет сцены, пространство между зрителем и актерами разделено условно, там плохой свет, спектакли решаются минимумом подручных средств, там тяжело, не мягко и душно сидеть, нет буфета, а спектакли часто идут без перерыва. Но все неудобства восполняются тонкими, воздушными и очень современными работами.

Одно только наличие "Новой драмы" свидетельствует о том, что театр по-настоящему жив. Поиск новых форм, ощущение современной жизни, модные и не очень драматурги – вот те составляющие, которые привлекают молодежь в театр Оленевой.

Две престижные "Кулисы" были отданы этому театру. Марина Оленева стала лучшим режиссером (спектакль "Обломофф" по пьесе Михаила УГАРОВА). Работа в этом же спектакле – роль Обломова в исполнении Евгения ПЕККЕРА – отмечена номинацией "Лучший молодой актер". На церемонии вручения "Кулис" имя этого актера несколько раз пытались перепутать с каким-то другим. Ведущий церемонии Владимир ГИНЗБУРГ бодренько, к слову сказал, что придет время, когда Евгения Пеккера путать уже никто не будет, и, скорее всего, оказался безмерно прав – Пеккер получил приглашение пробовать свои силы в московских театрах. Интеллигентность, органичность, темперамент, страстность, внешность чеховского персонажа – особенности Пеккера и героя, который сегодня востребован.

В каждом приличном фестивале должна быть номинация "За честь и достоинство". Она всегда традиционна – в порядке очереди ее дают каждому значительному, вошедшему в историю, но, к сожалению, не модному явлению. Номинация в этом году отдана художественному руководителю академического театра драмы Ивану БОБЫЛЕВУ, и тоже совершенно заслуженно. Зал приветствовал мастера стоя. Иван Тимофеевич был краток и сказал только, что награда дает ему силы работать и дальше.

Пермская "драма" московскими критиками вообще была оценена достаточно высоко. Призывая категорично настроенную публику к толерантности, они сравнили академическую драму с Комеди Франсез, хождение в которую приравнено во Франции к ритуалу. В этот театр ходят не за эстетическими открытиями, а для того, чтобы слушать текст какой-нибудь отжившей, давно известной пьесы, смотреть на внешнюю сторону актерской игры, а не на глубину перевоплощения. "Бобылевский" театр уже сейчас приравнен к музейно-классическому.

Жюри о "Волшебной Кулисе"

Татьяна ТИХОНОВЕЦ, театральный критик:

– Фестиваль показал, что театральная ситуация в Перми, и особенно в области, сложная. В театральных глубинках часто нет настоящей режиссуры, зато есть замечательные артисты. Театры существуют на местном финансировании, и власти не всегда понимают, что спектакль не может быть сделан на одном коврике… Даже в Перми отсутствуют хорошие театральные художники, и когда речь заходит о глобальном проекте, режиссеры вынуждены приглашать художников со стороны.

Людмила ОСТРОПОЛЬСКАЯ, завлит театра им. Вахтангова:

– В пермских театрах, как и российских, идет активный поиск новых форм. В Перми мы попали в "экологически чистое" пространство драматургии, где погоня за модными именами не столь заметна, как в Москве. В столице громкость имен, к сожалению, не всегда подтверждена художественным результатом.

Светлана ГАРУН, завлит театра им. Ермоловой:

– "Волшебная кулиса" находится в ряду заметных российских фестивалей, и его достоинства и недостатки те же. Бросается в глаза перепад уровней спектаклей. Некоторые из них вполне могли бы не участвовать в фестивале, без ущерба для него. В то же время для меня стал открытием театр "Новая драма". Это коллектив уровня театра Петра Фоменко, с новым художественным объемом, владеющий современным театральным языком.
Первая полоса
Колонка редактора
Городская Дума
Строительство
Точка зрения
Назначение
Коньюнктура
Власть
Транспорт
Обзор рынка
Корпорация
Фондовый рынок
Ситуация
Спорт
После работы
Культура
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100