№20 (171) 31 мая 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№10 (161) 22 марта 2004 года | ЖКХ
Елена Тополева

Группы по интересам

Областная администрация раздает территории частникам.

В Пермской области только на одной территории сфера жилищно-коммунального хозяйства приносит ощутимую прибыль. Во всех остальных случаях отрасль либо является убыточной, либо работает с мало ощутимым доходом. Однако, в конечном счете, даже это играет в пользу частного инвестора.

Не стоять в стороне

Около года назад, после проведения венчурной ярмарки пермские власти решили вплотную заняться созданием некоего инвестиционного каталога ("ПО" писал об этом в номере №31 (133) от 25 августа 2003 года, материал "Паспорт для региона"), который бы позволил структурировать имеющиеся инвестиционные предложения и потенциальным инвесторам вручать уже сформированные "пакеты" возможностей. Таким образом, власть попыталась включиться в процесс, который до того решался тандемом предприятие–инвестор в двустороннем режиме.

Одним из шагов в этом направлении стал детальный анализ потребностей каждой сферы. Анализ сферы городского хозяйства показал, что потребности измеряются десятками миллиардов рублей. По подсчетам областного управления ЖКХ, потребность, например, теплоснабжения составляет 39 млрд рублей, сферы водоснабжения и водоотведения – 24 млрд рублей.

Самые нуждающиеся отрасли явили собой перечень приоритетных направлений для привлечения инвестора. Приоритетных, понятно, с точки зрения потребителей и областных чиновников, стремящихся снизить нагрузку на бюджет. Но, конечно, совсем не обязательно приоритетных с точки зрения инвестора.

Для того чтобы выдать некое обоснование привлекательности и примерную демонстрацию возможностей сферы, областное управление ЖКХ проанализировало территории Пермской области по объему, занимаемому в целом на рынке жилищно-коммунальных услуг и по прибыльности/убыточности работы на данной территории.

Оказалось, что ощутимую прибыль отрасль жилищно-коммунального хозяйства приносит только в областном центре – Перми. Во всех остальных городах отрасль либо является убыточной, либо работает с мало ощутимым доходом. Впрочем, убыточность отрасли, по глубокому убеждению и по определению, вовсе не является основанием для отказа инвестора вкладывать деньги в городское хозяйство той или иной территории. Инвестор работает на перспективу, следовательно, оценивает потенциал.

Финансовые разрывы

По потенциалу все территории поделены областным управлением ЖКХ на группы. В I группу входят районы с долей рынка более 2% и количеством потребителей не менее 50 тыс. На этих территориях производственная инфраструктура считается относительно развитой, отрицательная разница в тарифах – небольшой, число семей получающих субсидии – низким, уровень жизни – высоким.

Во II группе – территории с долей рынка менее 2% и количеством потребителей менее 50 тыс. Здесь все в точности до наоборот. Производственная инфраструктура в таких районах считается неразвитой, отрицательная разница в тарифах – большой, число семей, получающих субсидии – высоким, а уровень жизни – низким.

Первая группа является более привлекательной для инвестора. Однако в контексте необходимости решения проблем отдаленных районов администрация области просто вынуждена искать компромиссы (как в случае с программой газификации Пермской области, частично финансируемой "Газпромом"), меняя право работы на перспективной территории на помощь в развитии инфраструктуры отдаленных и/или депрессивных территорий. Речь о распространенном в городском хозяйстве принципе проекта "вдогонку", который был реализован, например, при сдаче в аренду частнику муниципальных котельных и планируется к реализации при строительстве жилищного комплекса "Курья-2" (где земля московскому подрядчику "Собор СМ" будет отдана в замен на возведение объектов социальной инфраструктуры).

Понятно, что сам характер работы на таких территориях предполагает меньшую долю заинтересованности и, следовательно, ответственности. Однако объективно сложился еще целый ряд предпосылок, потенциально способных сделать районы с небольшими объемами, занимаемыми на рынке, интересными для долгосрочного инвестора.

Во-первых, среди территорий II группы есть три района, где отрасль ЖКХ приносит пусть небольшую, но прибыль (в I группе прибыльная территория всего одна – это уже поделенный вдоль и поперек областной центр).

Во-вторых (вероятно, за счет небольших объемов, занимаемых на рынке), сфера убытков в абсолютном выражении здесь меньше. Поэтому стратегический инвестор может иметь свой интерес на перспективу, компенсируя патронаж над территорией с меньшей долей рынка также меньшей областью убыточных тарифов.

В обозримом будущем областная администрация планирует таким образом снять с бюджетного финансирования большинство территорий Пермской области и оставить под своей опекой лишь наиболее проблемные районы. То есть, заявили нам в областном управлении ЖКХ, не более 5-6 территорий.

Ломка и обострение

К слову о тарифах. Это тоже – одно из направлений работы областной администрации в части попыток влияния на инвестиционную привлекательность региона. Сейчас с главами территорий ведется "разъяснительная" работа, в ряде случаев способная привести, и приводящая к судебным тяжбам.

Одновременно с процессом "ломки понятий" процесс привлечения частного инвестора в городское хозяйство вызвал активизацию иного фронта работ – привел к обострению "политизации" пермской "коммуналки", выводу хозяйственных переговоров на уровень политических конфликтов.

На минувшей неделе глава Краснокамска Владимир ВОРКОВ просто-напросто не пришел на встречу с представителями "Пермских энергетических систем". Глава Индустриального района Владимир ТАФИНЦЕВ отказался проводить в своем районе эксперимент по привлечению частной управляющей компании к управлению жилищным фондом. Однозначная оценка экспертов и в том, и в другом случае – нежелание глав терять контроль над жилищными службами. Как заявил в интервью "ПО" начальник областного управления ЖКХ Ильдар ХАЙРУЛЛИН, "нередко средства, направляемые в район на жилищно-коммунальное хозяйство, используются как мобильный резерв".

В ряде случаев высокая степень политизации экономического процесса и является основной причиной убыточности территории. В целях повышения собственного имиджа в глазах населения глава той или иной территории нередко играет на понижение тарифа, искусственно сдерживая его рост. В результате на 29 территориях Пермской области тариф ниже себестоимости, и область убыточных предприятий и убыточных территорий значительно превышает число предприятий и территорий, работающих в сфере ЖКХ со знаком "плюс".

Все на пользу

Впрочем, даже протестные настроения, выказываемые отдельными главами, низкие тарифы и убыточность, в конечном счете, играют в пользу процесса привлечения частника в отрасль, а не наоборот. Во-первых, как уже говорилось, инвестор, действительно пришедший работать на перспективу, будет оценивать экономику в пересчете на потенциал.

Во-вторых. Бизнес заинтересован в первоначальной убыточности. Если бы, оставаясь муниципальной, отрасль ЖКХ успешно приносила прибыль, бизнес попросту не был бы сюда допущен. И даже если бы власть открыла этот путь, предположим, из любви к своим основным налогоплательщикам, – то оправдаться перед горожанами за беспричинные нововведения и возникающие в структуре ЖКХ "инородные" тела, которые в любом случае захотят привести систему в соответствие со своими условиями, а игру – в соответствие со своими правилами, она бы не смогла.

То есть процесс передачи объектов городского хозяйства частным компаниям мог привести к волне протестных настроений не только со стороны глав территорий и популистски настроенных депутатов, но и со стороны населения. В вещественно-осязаемом выражении и сознании потребителей желания властей – есть фактическое снятие с себя ответственности за происходящее в сфере ЖКХ практически на всей территории Прикамья (с вариативной погрешностью на естественных монополиях).

Но даже если бы отрасль не требовала немедленных гигантских вливаний и более- менее исправно справлялась с возложенными функциями, ждать прихода в ЖКХ инвестора все равно оставалось бы недолго. Другое дело, что граждане, "благодаря" достаточно невысокому уровню благосостояния, пока не способны с "должной" благодарностью принимать непрошеные подарки. По этой причине разговоры о частнике, наводящем порядок и улучшающем качество продукта, пока вызывают скепсис. А он пройдет лишь после первых подтверждающих эти тезисы примеров.

Первая полоса
ЖКХ
Точка зрения
Городская дума
Обзор рынка
Регион
Культура
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100