№20 (171) 31 мая 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№10 (161) 22 марта 2004 года | Образование
Иван Колпаков

Cтандарт в законе

"В ближайшие годы нам предстоит провести разгосударствление образовательных учреждений".

Пермская общеобразовательная школа в минувшем году находилась в центре российских экспериментов. Безусловно, самым громким из них стал Единый госэкзамен (ЕГЭ). В итоге в Прикамье оказалось меньше неудовлетворительных оценок, чем в среднем по России. При этом только в нашем регионе (из 47 территорий) не работали "контролеры" из Министерства образования. Другим заметным явлением, инициированным областным департаментом образования, стала оптимизация системы образования, коснувшаяся 4260 человек в школах 33 районов Прикамья. Еще одно достижение чиновников от образования – победа в конкурсе на право участия в проекте "Информатизация системы образования".

Продолжает свое развитие и система негосударственного образования. Уже в 2002-м наметилось стремление религиозных организаций заняться обучением детей самостоятельно.

Впрочем, впереди школьное образование Прикамья, структура которого уже сегодня достаточно сложна и интересна, ожидают и другие значимые перемены. Об этом, а также о развитии негосударственного образования "Пермский обозреватель" беседует с председателем департамента образования Александром ЗИМИНЫМ.

База для услуги

Александр Леонидович, вы как-то обмолвились о том, что образование может быть бизнесом. Действительно ли школа способна существовать как бизнес-структура? Тем более, государственная школа?

– Давайте сразу договоримся о терминологии. Школа как бизнес-структура существовать не может и не должна. Речь ведь идет немного о другом. Суть дела в том, что в ближайшие годы нам предстоит провести разгосударствление образовательных учреждений. То есть школы как учреждения государственные или муниципальные останутся, при этом их наверняка будет большинство. Другая часть образовательных организаций, и это коснется в первую очередь колледжей, станут автономными некоммерческими организациями. Это все означает увеличение спектра возможностей, которыми школа может обладать сама. Что есть знание, которое мы получаем в школе? Это есть образовательная услуга, она, как и другие услуги, покупается клиентами. Она, безусловно, может покупаться муниципалитетом в виде муниципального заказа. Правда, если сейчас это носит тотальный характер, то через некоторое время будет носить характер избирательный. Потому что тот же муниципалитет будет выбирать между негосударственным образовательным учреждением и государственным, при этом стандарт будет одним и тем же, и наверняка купит тот продукт, который стоит меньше.

Вторая позиция касается дополнительных образовательных услуг. Уже сейчас есть вся необходимая нормативная база для их предоставления. Здесь, впрочем, возникают два естественных вопроса, причем касаются они не только города, но и села, хотя в городе дополнительные образовательные услуги гораздо более распространены. Вопрос первый: что необходимо обществу, семье? То есть – за что семья готова платить? И второй вопрос: есть ли возможности у данного образовательного учреждения предоставлять такие услуги, либо ему для этого нужно кооперироваться с другими учреждениями?

И найти потребителя дополнительной образовательной услуги несложно. Допустим, услуга вбрасывается на рынок. А на этом рынке уже есть родитель, который желает дать своему чаду два иностранных языка, навыки программирования, знание истории Древнего Рима не на уровне учебника, а на уровне глубокого понимания исторических процессов. И многие школы уже поступают таким образом: предлагают родителям дополнительные образовательные услуги.

В идеале, муниципальный и государственный заказ на образование будет распределенным. Отсюда проистекает и тезис о подушном финансировании. То есть мы распределяем средства и покупаем образовательную услугу.

Важно отметить для понимания, что это не замена стандарта образования, который мы даем бесплатно. Речь идет о том, что дается бонусом. У родителей есть деньги. Почему их не собирает школа? А ведь дополнительная платная услуга – это сумма, которую получает учитель, сумма, которая идет на улучшение содержания школы. То есть такая услуга работает на всех в школе. И главное в этом процессе – идти навстречу друг другу. Социологические исследования, проведенные Высшей Школой Экономики, Техническим Университетом, Прикамским социальным институтом независимо друг от друга, показывают, что сейчас накопления родителей на образование становятся базовыми и основными. Они сопоставимы только с накоплениями на жилье. Правда, сегодня тратить деньги готовы родители школьников, учащихся в 1-4 или 10-11 классах, и эта ситуация понятна. А период с 5 по 9 класс "провисает". И здесь нужно находить какие-то варианты, способные восполнить пробел. Думаю, что коллегия, которую мы провели по негосударственному образованию, даст определенный толчок в работе по этому направлению.

Грядущее разгосударствление образования поможет сделать родительские инвестиции легитимными?

– Все дело в том, что родительские инвестиции легитимны и сейчас. И законны они по двум основаниям. Во-первых, есть четкое федеральное положение о платных дополнительных услугах. Во-вторых, это схема работы через школьные попечительские советы. То есть родители сами решают, как их инвестиции попадают в учреждение – через банк или через бухгалтерию. И, повторю, это абсолютно легитимные инвестиции.

А те так называемые поборы, продолжающиеся в школе, имеют свои причины. Это, например, плохое знание законов директорами, которые отнюдь не берут эти деньги себе. С другой стороны, у нас не достаточно хорошо работает система контроля над этими инвестициями. Нам просто не хватает рук.

Но вот что интересно отметить. За последние три года выросло самосознание родителей. Например, такой показательный фактор: увеличивается количество обращений в суды от родителей в тех случаях, когда они считают, что были нарушены права их ребенка или дан недоброкачественный образовательный продукт. Однако до настоящего гражданского общества пока далеко. Увы, нет пока такой ситуации, при которой директору и в голову бы не пришла мысль о том, чтобы взять деньги просто так, не через бухгалтерию или банк.

И, несмотря на это, мы очень быстро растем, поверьте мне. Мы долго спали. Но родители сейчас начинают понимать, что дополнительные платные услуги – это хорошо, законно, здорово, но схема должна быть прозрачной. Сдал деньги – принял деньги, и все знают, что с ними потом стало. Важную роль в направлении этих денег может сыграть попечительский совет школы. Он решит: съездить школьникам в Санкт-Петербург или купить две штанги. То есть директор может просто не иметь отношения к этим деньгам, так как попечительский совет с педсоветом школы все решает сам. Оптимальный вариант для здравомыслящего директора. Ведь педагогическая деятельность накладывает на нас определенный штамп: нам кажется, что мы лучше всех знаем, что и как нужно сделать. Например, нам кажется, что нужно шторочку новую купить в класс. А попечительский совет говорит: нет, шторочку не надо, книжечку надо. Смысл в том, чтобы выйти на прямой диалог. И вот что интересно: те директора, которые пользуются такой схемой, и спят спокойно, и имеют хорошее оборудование в школах.

В конечном счете, функции государства к чему сведутся – к лицензированию и контролированию?

– И к формированию заказа. Государство не уходит из образования. Государственный стандарт будет оплачен государством – если речь идет о муниципальной или государственной школе. Если же это школа негосударственная, то родители сами вкладывают определенные средства. Хотя государство свой норматив туда тоже отдает. Это миф, что негосударственные школы живут только на деньги родителей. После получения аккредитации такие учреждения в Перми получают норматив, как и общеобразовательные школы.

Вне государства

Есть такая цифра: 0,8% школьников охвачены негосударственным образованием. Это предел возможностей образовательного бизнеса? Или предел инвестиционных возможностей родителей?

– Да нет. Давайте возьмем и посчитаем. В Перми живет огромное количество состоятельных людей. А где их дети учатся? 99,9% учатся в государственных школах. И родители этих детей платить могут. Но зачем, когда есть государственные школы? И это нормальная ситуация, она характерна для всего мира. То, что в Германии, Англии, США в основном негосударственные школы – это тоже миф. Другое дело, что негосударственный сегмент может возникать, и даже должен возникать. Он необходим, когда ребенок отторгается обычной школой по каким-то причинам, когда ребенок нуждается в особой заботе, или когда родители ставят перед ребенком очень высокую планку: умение фехтовать, навыки верховой езды и т. д. – этого обычная общеобразовательная школа дать не может. Есть и еще один момент, который обычно опускают. Вы в каком селе последний раз бывали?

Последний раз – в Куеде.

– Ну, и как там негосударственное образование?

Там его нет.

– Вот именно. Давайте сразу отделим территории, где негосударственное образование не может развиваться в принципе. И цифра сразу же будет другой, гораздо больше, чем 0,8%.

При этом обеспеченность родителей не влияет зачастую на школу, в которой учится их чадо.

Давайте поговорим о еще одной интересной особенности развития школьного образования. Общественные организации активно вторглись в обучение школьников. Открылась Православная гимназия, Еврейский общинный центр. В перспективе будет больше негосударственных школ, открытых общественными организациями?

– Да, конечно. Вы абсолютно правы. Дело в том, что наша школа – светская. И, несмотря на все старания предыдущего министерства образования чуть ли не насильно ввести в школе моменты религиозного обучения, этого, к счастью, не произошло. Вообще, это недопустимо. Мы многонациональная, многоконфессиональная страна. Я плохо представляю себе, что в таком случае следует преподавать. Другая вещь – специализированные религиозные школы. В этом случае необходимо согласие родителей. А также такое обучение должно происходить вне общеобразовательного процесса. Находите согласие, школа, родитель и религия, и учите своих детей. Отсюда проистекает и желание религиозных организаций создать учреждения, где бы детей воспитывали в духе определенной конфессии. Но есть госстандарт. Вы создаете негосударственную школу, аккредитуетесь, получаете бюджетные средства на госстандарт, а все остальное – за счет церкви, либо родителей. Я не отрицаю и такой путь развития образования. Каждый выбирает тот путь, который подходит именно ему.
Первая полоса
ЖКХ
Точка зрения
Городская дума
Обзор рынка
Регион
Культура
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100