Театр «У моста» сыграл Брехта.
Мюзиклы, хотя и с большим отставанием, начинают осваивать пермское культурное пространство. К началу февраля театр драмы, например, покажет драматическую оперу Александра ЖУРБИНА «Владимирская площадь». Никто давно уже не удивляется, что непоющие драматические и киношные артисты запели. Николь Кидман и Эван МакГрегор, скажем, впервые это сделали в «Мулен Руж», и одна из композиций даже стала радиохитом. Но это звезды - звезды умеют все! Впрочем, для московских мюзиклов продюсеры набирают толпы юных артистов, которые поголовно начинают неплохо петь и двигаться. Иначе говоря, чтобы работать в мюзикле, как показывает эмпирика, консерваторское образование вовсе не обязательно.
К началу нового года театр «У моста» поставил мюзикл «Трехгрошовая опера». По словам худрука театра Сергея ФЕДОТОВА, «все замахиваются на мюзиклы, мы решили тоже не отставать, тем более что мюзикл - вещь интересная». Театр, судя по всему, устал от стилистического однообразия и решил немного раздвинуть горизонты. Для маленького психологического театра выбор пьесы Брехта, рассчитанной во многом на внешние эффекты, - риск и довольно смелый эксперимент.
Лет 10 назад Владимир МАШКОВ, поставивший в «Сатириконе» с Константином Райкиным в главной роли «Трехгрошовую оперу», оснастил спектакль массой реприз, спецэффектов, включая выезд на сцену мотоцикла, цирковых номеров. Жанр спектакля был обозначен как комикс. Все это вполне согласуется с концепцией, которую лоббируют Машков с Райкиным: «зритель должен балдеть от театра». Иначе говоря, театр - это фокус, неожиданность, когда все не как в жизни, когда хочется спросить: а как это сделано? Заметим, что подобное развлечение обошлось московскому театру в полмиллиона долларов.
Театр «У моста», не отказывающийся в других спектаклях от спецэффектов типа самовыдвигающихся ящиков комода, здесь их практически не использует. Кроме стрельбы из пистолетов, ничего оглушительного не происходит. А жанр постановки обозначен скучноватым: «Музыкальный спектакль».
Как известно, музыка к «Трехгрошовой опере» была написана постоянным соавтором Брехта Куртом ВАЙЛЕМ. «Умостовцы» и режиссер спектакля Дмитрий ХОМЯКОВ в соавторы драматургу пригласили современного пермского композитора Геннадия ШИРОГЛАЗОВА, выбросили немалую часть брехтовских зонгов и сделали добротный ученический спектакль на 1 час 30 минут.
Сцена театра существенно расширилась и углубилась за счет того, что были сняты кулисы, полностью обнажены софиты. На ней можно стало танцевать.
Брехт пошел труппе на пользу, раскрыв новые таланты, благодаря тому, что в спектакле, в основном, заняты молодые артисты - как в массовках, так и в главных ролях. Спектакль явно не звездный, зато свежая энергия в нем появилась благодаря обновленной труппе. Марина ШИЛОВА и Андрей ПУДОВ, конечно, выделяются на общем фоне, но они, к сожалению, не поют сольных партий в этом спектакле (брехтовские куплеты с их партиями сокращены).
Изумительно хороша юная Екатерина ФИЛИМОНОВА в роли Полли, невесты и жены вора и бандита, держащего в страхе весь Лондон, Мекки-Ножа. Вот она наивное, мило улыбающееся дитя-невеста, вот ревнивая женщина-стерва, а вот соблазнительница мужских сердец. Хорошие голосовые данные, органичная пластика сделали ее, а не гангстера Мекки-Ножа-Михаила ЮРЧЕНКО, главной фигурой спектакля. Вообще, женские роли в спектакле оказались намного интереснее, эффектнее, чем мужские.
Действие идет без антракта и смотрится легко, на одном дыхании. По его окончании, однако, затруднительно сказать, о чем все-таки хотел поведать нам через Брехта режиссер. Как формулируют авторы: цель спектакля - приносить удовольствие. Задача явно сомнительная, поскольку слишком уж субъективная. Удивительное дело, но эта циничная и в то же время трогательная история, рассказанная Бертольдом Брехтом 70 лет назад, не задевает зрительских эмоций. Даже когда на сцене происходит смертельный трюк - на шею Мекки-Ножа надевают веревку и вот-вот вздернут - нам его не жалко (а ведь этот не ангелоподобный мужчина смог сделать счастливыми, по крайней мере, двух женщин). Поэтому и к его чудесному помилованию мы равнодушны.
В чем дело? Пьесы Брехта сегодня по-прежнему актуальны. Произведение, где отношения между шефом полиции, криминалом и бизнесом завязаны на договорных взаимовыгодных условиях и, само собой, все всех продают и предают, - ну чем не слепок сегодняшнего дня! А как вам фразочка: «С ним я буду обеспечена. Он прекрасный взломщик, кроме того, он опытный и дальновидный грабитель»?!
Театр «У моста» этим спектаклем начинает преодолевать самого себя, осваивая новые театральные пространства. Но, пожалуй, это пока слишком неамбициозные открытия.