№4 (205) 8 февраля 2005 года
на главную страницу
Новости-online
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№1 (202) 17 января 2005 года | Культура
Карина Раушенберг

Смертельный номер

Театр «У моста» сыграл Брехта.

Мюзиклы, хотя и с большим отставанием, начинают осваивать пермское культурное пространство. К началу февраля театр драмы, например, покажет драматическую оперу Александра ЖУРБИНА «Владимирская площадь». Никто давно уже не удивляется, что непоющие драматические и киношные артисты запели. Николь Кидман и Эван МакГрегор, скажем, впервые это сделали в «Мулен Руж», и одна из композиций даже стала радиохитом. Но это звезды - звезды умеют все! Впрочем, для московских мюзиклов продюсеры набирают толпы юных артистов, которые поголовно начинают неплохо петь и двигаться. Иначе говоря, чтобы работать в мюзикле, как показывает эмпирика, консерваторское образование вовсе не обязательно.

К началу нового года театр «У моста» поставил мюзикл «Трехгрошовая опера». По словам худрука театра Сергея ФЕДОТОВА, «все замахиваются на мюзиклы, мы решили тоже не отставать, тем более что мюзикл - вещь интересная». Театр, судя по всему, устал от стилистического однообразия и решил немного раздвинуть горизонты. Для маленького психологического театра выбор пьесы Брехта, рассчитанной во многом на внешние эффекты, - риск и довольно смелый эксперимент.

Лет 10 назад Владимир МАШКОВ, поставивший в «Сатириконе» с Константином Райкиным в главной роли «Трехгрошовую оперу», оснастил спектакль массой реприз, спецэффектов, включая выезд на сцену мотоцикла, цирковых номеров. Жанр спектакля был обозначен как комикс. Все это вполне согласуется с концепцией, которую лоббируют Машков с Райкиным: «зритель должен балдеть от театра». Иначе говоря, театр - это фокус, неожиданность, когда все не как в жизни, когда хочется спросить: а как это сделано? Заметим, что подобное развлечение обошлось московскому театру в полмиллиона долларов.

Театр «У моста», не отказывающийся в других спектаклях от спецэффектов типа самовыдвигающихся ящиков комода, здесь их практически не использует. Кроме стрельбы из пистолетов, ничего оглушительного не происходит. А жанр постановки обозначен скучноватым: «Музыкальный спектакль».

Как известно, музыка к «Трехгрошовой опере» была написана постоянным соавтором Брехта Куртом ВАЙЛЕМ. «Умостовцы» и режиссер спектакля Дмитрий ХОМЯКОВ в соавторы драматургу пригласили современного пермского композитора Геннадия ШИРОГЛАЗОВА, выбросили немалую часть брехтовских зонгов и сделали добротный ученический спектакль на 1 час 30 минут.

Сцена театра существенно расширилась и углубилась за счет того, что были сняты кулисы, полностью обнажены софиты. На ней можно стало танцевать.

Брехт пошел труппе на пользу, раскрыв новые таланты, благодаря тому, что в спектакле, в основном, заняты молодые артисты - как в массовках, так и в главных ролях. Спектакль явно не звездный, зато свежая энергия в нем появилась благодаря обновленной труппе. Марина ШИЛОВА и Андрей ПУДОВ, конечно, выделяются на общем фоне, но они, к сожалению, не поют сольных партий в этом спектакле (брехтовские куплеты с их партиями сокращены).

Изумительно хороша юная Екатерина ФИЛИМОНОВА в роли Полли, невесты и жены вора и бандита, держащего в страхе весь Лондон, Мекки-Ножа. Вот она наивное, мило улыбающееся дитя-невеста, вот ревнивая женщина-стерва, а вот соблазнительница мужских сердец. Хорошие голосовые данные, органичная пластика сделали ее, а не гангстера Мекки-Ножа-Михаила ЮРЧЕНКО, главной фигурой спектакля. Вообще, женские роли в спектакле оказались намного интереснее, эффектнее, чем мужские.

Действие идет без антракта и смотрится легко, на одном дыхании. По его окончании, однако, затруднительно сказать, о чем все-таки хотел поведать нам через Брехта режиссер. Как формулируют авторы: цель спектакля - приносить удовольствие. Задача явно сомнительная, поскольку слишком уж субъективная. Удивительное дело, но эта циничная и в то же время трогательная история, рассказанная Бертольдом Брехтом 70 лет назад, не задевает зрительских эмоций. Даже когда на сцене происходит смертельный трюк - на шею Мекки-Ножа надевают веревку и вот-вот вздернут - нам его не жалко (а ведь этот не ангелоподобный мужчина смог сделать счастливыми, по крайней мере, двух женщин). Поэтому и к его чудесному помилованию мы равнодушны.

В чем дело? Пьесы Брехта сегодня по-прежнему актуальны. Произведение, где отношения между шефом полиции, криминалом и бизнесом завязаны на договорных взаимовыгодных условиях и, само собой, все всех продают и предают, - ну чем не слепок сегодняшнего дня! А как вам фразочка: «С ним я буду обеспечена. Он прекрасный взломщик, кроме того, он опытный и дальновидный грабитель»?!

Театр «У моста» этим спектаклем начинает преодолевать самого себя, осваивая новые театральные пространства. Но, пожалуй, это пока слишком неамбициозные открытия.
Первая полоса
Портрет Победителя
По письмам читателей
Диагноз
Скандал
Выборы
Опрос
Социум
Откровенный разговор
Обзор
Черный список
Партнерство
Недвижимость
Досуг
Автомобиль
Банкротство
Культура
Спорт
Политкомиксы
Фондовый рынок
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100