№44 (245) 14 ноября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№44 (245) 14 ноября 2005 года | Культура
Екатерина Оборина

«Такой балет не нужен!»

Чиновники от культуры на протяжении нескольких лет в упор не замечают театр балета «Спортивные ритмы России».

Созданный в декабре 1991 года театр «Спортивные ритмы России» – лауреат девяти всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, участник Благотворительных балов в Кремлевском дворце съездов для детей-сирот под патронажем Президента России и Патриарха московского и всея Руси. Особенность этого театра, а это отмечают многие критики, заключается в необычности жанра, образуемого слиянием классической, современной и народной хореографии с художественной гимнастикой. Недаром в 1995 году театру присвоено звание «Образцовый ансамбль».

Создателем и бессменным руководителем театра является Марина КОРЛЯКОВА, заслуженный работник культуры РФ, почетный профессор Московского университета искусства и культуры, член Международного совета танца при ЮНЕСКО, член-корреспондент Международной академии творчества, а также лауреат премии Пермской области(!) в сфере культуры и искусства.

За десять театральных сезонов театром сыграно 100 спектаклей, которые посмотрели более 100 тысяч зрителей. Свыше тысячи детей в разные годы занимались в «Спортивных ритмах». В 2005 году решением Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» театр награжден медалью «Национальное достояние».

Список впечатляет. Казалось бы, обладающий такими заслугами театр не должен иметь проблем. Но проблемы есть. главная – вынужденный простой, а если точнее – застой. Застой творческой деятельности. И вызван он… Впрочем, все по порядку.

Все началось в 1995 году, когда госпожа Лидия ЛИСОВЕНКО, в то время глава культуры Пермской области, предложила «Спортивным ритмам», которым в ту пору исполнилось уже четыре года, как бы войти в состав Театра оперы и балета. Смысл предложения заключался, прежде всего, в том, что публику, особенно детей и молодежь, надо было вернуть в театр. Что и было успешно сделано. Театр «Спортивные ритмы России» на фоне балетной и оперной классики стал ярким и самобытным явлением.

Что представлял собой ансамбль «Спортивные ритмы России»? Это был апологет новой зрелищной формы, изобретенной Мариной Корляковой: одно-актный балет, где хореография поддерживалась не только музыкой, но и литературным текстом. Жанр можно охарактеризовать как «спорт-балет». Слово, звучащее в момент исполнения спектакля, создает дополнительный резонанс в восприятии зрителя, обогащая содержание происходящего на сцене. Короче, зритель увидел то, чего он раньше себе представить не мог.

И все было хорошо. Но с приходом Георгия ИСААКЯНА обстановка в театре изменилась. Если раньше в оперном командовал директор (так было при Михаиле АРНОПОЛЬСКОМ, так было и при Анатолии ПИЧКАЛЕВЕ), подчиняя себе три разных коллектива: оперу, балет и оркестр, не вмешиваясь в творческий процесс, то Исаакян это дело решил «исправить»: он и постановщик, он и хозяйственник.

Поэтому «Спортивные ритмы России» были вычеркнуты из репертуара театра, с них сразу же потребовали деньги за аренду зала (1000 мест) в сумме 32 тысячи рублей за один спектакль (это по расценкам 2003 года).

Самое интересное здесь то, что «Ритмы» никогда не входили в труппу театра, в заграничные гастроли с театром не ездили, а давали спектакли лишь тогда, когда сцена пустовала из-за очередных гастролей. Кроме того, театр забирал себе 67% выручки от продажи их билетов. Так вот, чтобы окупить эти несчастные 30 тысяч, нужен аншлаг, а аншлаг предполагает рекламные затраты (выпуск афиш, буклетов, объявлений), нужны распространители билетов, которые работают за свои кровные 10%, и им выгоднее продать билеты, скажем, на концерт Аллы Пугачевой (по 2000 рублей и выше), чем билеты на «Спортивные ритмы» (по 30-80 рублей). Не забывайте, что театр-то детский.

Таким образом, «Спортивные ритмы России» без средств к существованию, без своей репетиционной базы, без сцены, без мастерских для пошива костюмов и декораций оказались в одной из спортивных школ Свердловского района, где Марина Корлякова, помимо руководства театром, ведет секцию художественной гимнастики, получая за свой труд… аж 500 рублей в месяц!

Сейчас очень много разговоров идет о театральной реформе. Что она предполагает, никому не известно, так как все зависит не от актеров или режиссеров, а от чиновников от культуры. Именно они, эти служители народа, и решают, кому дать, кому не дать, кому разрешить, кому – нет.

Например, «культурный» вице-мэр Валерий СТАРИКОВ сказал однажды, что на сцене созданного им ЦК (центра культуры) будут выступать только лучшие городские коллективы. Лучшие – по его мнению, естественно. Это детские ансамбли «Киндер-Сюрприз», «Фуэте», «Непоседы» и «Драйв».

В совете по культуре при администрации Перми приоритет отдают таким проверенным и надежным с административной точки зрения коллективам, как «Камушка» при центре «Росток», «Карусель» (колледж культуры), «Мозаика» (Дом творчества юных), «Рябинушка» (ДК им. Гагарина), «Весляна» (ПГИИиК).

Но, заметьте, «наградной» лист всех этих ансамблей вместе взятых значительно скромнее, чем у «Ритмов России», но ни в том, ни в другом списке «Ритмы» не значатся. Мы ничего не имеем против, но эти, как говорили в советские времена, высокохудожественные коллективы имеют свои площадки, свои гримерки, наконец, своих покровителей и спонсоров. Да-да, спонсоров у нас теперь тоже распределяют чиновники.

Кстати, Лисовенко о своем покровительстве «Ритмам России», похоже, давно забыла. Возглавляемый ею фонд «Жемчужина Урала» благоволит только балетной труппе ТОиБ и хореографическому училищу. Именно в «Жемчужине» и распределяется вся спонсорская помощь. А кому она достается? Во всяком случае, «Ритмов России» в списке получателей нет.

Просмотров: 922


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Событие
Cписок миллионеров
Соцопросы
Дума
Конфликт
Охрана окружающей среды
Объединение
Финансовые инструменты
Официальная информация
Происшествие
Расследование
Скандал
Культура
Спорт
Политкомикс

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.