«Мусаелян против…»
№13 (365) 7 апреля 2008 года
Дискуссионный клуб существует на философско-социологическом факультете (ФСФ) около десяти лет. И, похоже, будет жить еще долго.
От редакции. Этим интервью мы продолжаем цикл бесед с профессорами ФСФ Пермского госуниверситета, начатый в прошлом номере беседой с Владимиром Вячеславовичем Орловым.
От возникновения замысла клуба у энтузиастов-преподавателей - первого декана ФСФ профессора Игоря Серафимовича УТРОБИНА и профессора Льва Асканазовича МУСАЕЛЯНА - до превращения клуба в бренд ФСФ и ПГУ в целом прошло 10 лет. Все в этом клубе было тогда, десять лет назад, для университета новым: и необычное, громкое для академического мероприятия название «Утробин против Мусаеляна», и сама форма проведения диспута, свободная, нередко напоминающая шоу, где каждый обладал равным правом на свободу слова - и студент, и профессор. Сегодня уже можно сказать, что, что философский клуб известен не только в Перми, но и за ее пределами. О клубе, перспективах его дальнейшей работы, о роли философии в жизни общества мы беседовали с одним из организаторов клуба, доктором философских наук Л. А. Мусаеляном.
- Лев Асканазович, как возникла идея клуба?
- Идея появилась спонтанно, стихийно. Я написал статью о соотношении науки и религии в современном обществе. В конце 1990-х в стране продолжалась клерикализация институтов общественной жизни, этот процесс не мог оставить меня равнодушным. Статья была как крик души. Заведующий кафедрой философии ПГУ, профессор Орлов, попросил меня выступить перед студентами. После выступления я пришел в деканат. Проблема не выходила у меня из головы, и я поделился ей с Игорем Серафимовичем Утробиным. Оказалось, что он придерживался иной точки зрения. Я взъярился, но и он не отступал - спор был вынесен на суд публики.
Со стороны могло показаться, что наши роли в дискуссии разыграны. Но в действительности программа выступлений, реплики всегда были импровизацией. Именно благодаря этому дискуссия была живой, непринужденной, а клуб получил популярность.
- На протяжении всех лет существования клуба он не теряет свою аудиторию - в основном это студенчество. Приходят и преподаватели, интеллектуалы, общественные деятели, политики, деятели искусства Перми и Пермского края. В чем, на ваш взгляд, причина интереса к деятельности клуба?
- Аудитория идет, прежде всего, на личности. Меня и Утробина знали как преподавателей –действительно, мы работали на большинстве факультетов ПГУ Шли еще и потому, что Утробин превращал дискуссию в шоу. Мы шутили, подтрунивали, ерничали друг над другом.
Но есть и другая более важная причина - это просветительская функция, которую выполняет клуб. Говорят, что молодежь инфантильна, индифферентна по отношению к острым социальным проблемам. Но это не так! У молодежи есть интерес к обсуждаемым на клубе философским, политическим, экономическим, социальным проблемам. Эту заинтересованность, желание обсуждать социальные проблемы серьезно подтверждают заполненный до предела зал клуба.
- Бытует мнение, что философия - это абстрактная, отвлеченная от повседневной жизни наука. Верно ли это?
- Нет, это не верно. Когда-то на вопрос «зачем ты занимаешься философией?» Сократ ответил: «как можно жить, не зная жизни?». Действительно, все существо философии, все темы и вопросы, которые она поднимает, неразрывно связаны с жизнью. Философия сопровождала всю историю цивилизации. Ни одна наука не проделала такой долгий путь, не существует так долго. Но и ни одна наука не вызывает столько вопросов.
Люди не разбираются во многих предметах: физике, химии, биологии, математике. Но никто не задает вопрос «нужны ли они?». Только в отношении философии встает вопрос: «зачем она нужна?». Почему? Потому что она задает такие вопросы, которые требуют ответа от каждого человека, которые не могут быть решенными сиюминутно. Эти нерешенные вопросы, как насекомые, застилают глаза человеку, не дают ему видеть всей перспективы жизни. Они рождают тревогу, беспокойство. Ведь решить эти вопросы дело нелегкое, и оно требует большой личной ответственности. Крупный русский философ Владимир СОЛОВЬЕВ писал, что философия делает человека человеком, она освобождает его от духовного рабства. Ценность философии в том, что она, как никакая другая наука, соприкасается с жизнью.
Отсюда и мой подход в преподавании философии: показать, что каждая проблема философии имеет выход на реальность: природную, социальную, личностную. Так в основе экономической теории лежат метаэкономические, по сути, философские основания. Например, нетрудно увидеть философские основания рыночного фундаментализма нобелевского лауреата А. фон ХАЕКА: в ограниченности человеческого разума. Отсюда и идея невмешательства государства в экономическую жизнь. Известный экономист Адам СМИТ полагал, что люди рождаются со способностью к обмену - со способностью продавать и покупать. В основе этой теории - идеи философии нового времени о неизменной природе человека. Так вот,очень важносоциологии, психологии помочь студенту увидеть связь конкретно-научной теории с философией, связь деятельности людей с их философскими убеждениями и мировоззрением.
- Что дает философское образование выпускнику университета?
- Философское образование фундаментально. Оно позволяет найти себя, во-первых, в преподавательской и научной деятельности - дает возможность занять нишу в элитарной сфере интеллектуалов. Среди преподавателей и ученых, работающих в сфере философии, культурологи, эстетики, этики, логики, Пермского края и России наши выпускники выделяются основательностью подготовки и профессионализмом. Философское образование - прочная основа для деятельности писателя, журналиста, предпринимателя, работающего в сфере интеллектуальных услуг. Например, выпускники ФСФ специальности «Философия» работают в ведущих СМИ Пермского края: «Звезде», «Пермском обозревателе», «Т7». Любое образование в современной ситуации требует обновления через каждые семь лет. Философия закладывает прочные методологические основания современной профессиональной деятельности. Крупный немецкий философ И.КАНТ справедливо утверждал, что философское образование и методика позволяют стать человеку собственным учителем, придают ему мужество жить своим умом. Философия учит критическому мышлению, принципу методического сомнения, она носит антидогматический характер. Философское образование формирует творческое начало в человеке, без которого не может быть созидательной и удавшейся жизни, поскольку это будет жизнь обывателя.