Отрицательный реестр
Эпистолярий
Здравоохранение
Продолжая тему
Ситуация
Так и живем
Накануне праздника
Точка зрения
№15 (415) 27 апреля 2009 года

Бес культуры

№15 (415) 27 апреля 2009 года
Первый за обозримое прошлое значительный скандал в пермском пространстве стремительно набирает обороты.

В центре его две фигуры. Борис М�ЛЬГРАМ и Марат ГЕЛЬМАН. Точнее только Гельман, но в контексте министерского покровительства и благоволения. � поводов для недовольства у общественности достаточно. Впрочем, речь не о них, а о самой персоне политтехнолога-галереиста-культуртрегера.

Оседлать провинцию

�так, Марат Гельман появился в информационном пространстве Перми менее года назад как организатор выставки. А потом остался по приглашению региональных чиновников в качестве директора пермского Музея современного искусства (в девичестве – речного вокзала). А потом все чаще стал мелькать в местном культурном медиа-контенте. Наконец и вовсе назван лауреатом Строгановской премии в области культуры. Официально – за проект «Русское бедное», а по мнению некоторых пермских медиаресурсов, – в рамках формата «своим да нашим».

Так, по мнению сайта «Регион59», при обсуждении кандидатур «формируются целые лоббистские группы, которые пытаются продвинуть своих кандидатов». Это, пожалуй, самое простое объяснение ситуации. Учитывая, что председатель попечительского совета — Юрий ТРУТНЕВ, а председатель правления — Андрей КУЗЯЕВ. Они, конечно же, хорошо знакомы с губернатором О. А. Ч�РКУНОВЫМ. Последний, в свою очередь, состоит в дружеских отношениях с М. А. Гельманом…».

� вообще, возникают вопросы. В чем, собственно, заслуга самого Марата Александровича? �ли как отразилось на культурном облике Перми это самое «Бедное», кроме ремонта заднего фасада речного вокзала? �, если уж на то пошло, какое оно имеет отношение к именно ПЕРМ-СКОЙ культуре?

Ответов не требуется. Уже потому, что ей, пермской, деньги традиционно «непонятно» (это слово не раз уже прозвучало из уст министра Мильграма) зачем давать. А раз непонятно, то и не надо. Зато на экспортное – пожалуйста. � премии за него – тоже. Видимо, ближе московским «землякам» столь любимое скандально известным галерейщиком концептуальное и провокационное искусство. Ну, модное оно, модное и все. � Гельман вместе с ним автоматически модный. А наш губернатор на модное ой как падок. � Его министр модной культуры.

Мода как критерий

Впрочем, модной, это как сказать. Так, если на «Русское бедное» еще народ шел сам и охотно, как на экзотику, то прошедший с подачи министра-министра фестиваль «Новая драма» особого ажиотажа у привыкших к хорошему и качественному искусству пермских театралов не вызвал совершенно. Контингент зрителей составляли большей частью пресса и студенты, отправленные созерцать очередной пароксизм нового искусства в полуприказном порядке. С иных из мероприятий фестиваля народ уходил десятками прямо во время представления, не желая приобщаться к экспортному варианту. Даже студентам оказались не близки матерные пассажи, несшиеся со сцены, оформленной в лучших традициях эстетики помойки (дело происходило как раз в руководимом Гельманом музее).

Тут можно вспомнить и про так называемый «Евангельский проект», вызвавший у многих зрителей не культурный, что вполне допустимо, а, скорее, этический шок. Некоторые арт-объекты этой выставки в восприятии многих зрителей вызывают устойчивое ощущение надругательства над значимыми для многих святынями. К примеру, подписью к изображению одной из самых скандальных и распущенных див современности Пэрис Х�ЛТОН является цитата из евангелия от Луки: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие», повествующее о Пречистой Деве. Что это? Наивный эпатаж или формирование модели восприятия (на последнее, надо заметить, ориентирована большая часть актуального искусства).

Но как бы ни было, перед нами очень показательная модель культуры, которую продвигает в Перми политтехнолог Гельман с подачи региональных властей.

Куда ж нам плыть?

Тем временем административно-репетиционный корпус оперного театра (где должен был стоять монумент Дягилеву) так и не построен, краеведческий музей закрыт после переезда в абсолютно неподходящее здание, которое до сих пор не могут отремонтировать, творческие союзы в загоне и так далее. Вот на это бы обратить внимание местным культуртрегерам от политики вместо сосредоточения на провокационном псевдоновом искусстве.

Ведь оно на самом деле не новое, а хорошо забытое по недостаточной востребованности старое. В Европах мода на него прошла еще в восьмидесятых, в родных палестинах – в самом начале девяностых. Дальше оно влилось в общекультурный контекст и стало только одним из его явлений. Очень конъюнктурным, очень недолговечным (как все модное) и далеко не самым заметным, если, конечно, о нем не кричать на каждом углу.

Но почему же после появления в Перми Гельмана главными культурными событиями стали как раз те, что относятся к этому формату?

Где, если уж создан в Перми этот самый Музей современного искусства, пермское современное искусство? Почему не с него этот музей начинается? Отсутствует? Недостойно? �ли просто не формирует тех финансовых потоков, которые желательны для действующих культуртрегеров…

Вот самые расхожие мнения о деятельности в Перми г-на Гельмана: «пилит бабло с Мильграмом и Чиркуновым», «вышел в тираж в столице», «нашел нишу для сбыта невостребованного на московском уровне, не заинтересовавшего серьезных инвесторов» и далее в том же духе. Причем истина, скорее всего, лежит где-то неподалеку, если внимательно присмотреться к тому, что пишут и говорят о галерейщике вообще.

Цитатник рунета

Его политтехнологическая карьера не изобилует громкими успехами, зато полна разного рода провокаций, «непоняток» и косяков. Вот, к примеру, что пишет портал Stringer: «Уже не впервой от «галериста» вреда больше, чем пользы. Никак не забуду, как Гельман в период руководства им государственной телекомпанией РТР допустил интереснейшую ошибочку: рассказывая о поддельных подписях, которые собирали «добровольцы» для выдвижения в президенты Сергея Глазьева, на экране показали подписи, которые собирали в пользу… Путина…»

� в галерейной деятельности он тоже тяготеет к подобному: «Марат Гельман – самая скандальная фигура российского арт-рынка, каждая выставка которого – хорошо рассчитанный до копеек вызов обществу». �ли: «Художественные акции отбираются по принципу наибольшей скандальности, все-таки Марат Гельман уже давно преимущественно занимается политологией, а не искусством».

Религиозные политтехнологии

В заключение нельзя не отметить, что многие гельмановские выставки имеют религиозную подоплеку и связаны со скандалами, нападениями на галереи или организаторов, судебными разбирательствами. � все это удивительно оказывается на руку галерейщику. Выставки «Осторожно религия» и «Осторожно религия-2», «Россия-2». Сегодня вот «Евангельский проект», который успели подзабыть и вдруг активно вспомнили благодаря скандалу с «пропагандой наркотиков» одной из работ, широко освещенному пермскими СМ�. Что это, совпадения или творческий метод г-на Гельмана, каковой вполне может стать доминантным теперь уже в Перми.

Вопрос, а нам это надо?

КОММЕНТАР��

Новости НеСекретно
Рассылка