А пока его назначили директором Пермского центра развития дизайна.
На форум «Дни пермского бизнеса», на круглый стол «Создание условий для развития инновационного бизнеса», опоздав, культурно и вальяжно «приплыл» галерист Марат ГЕЛЬМАН. Его появление было внеплановым. Он уселся по центру стола рядом с модератором – депутатом Законодательного собрания Пермского края Виктором КОБЕЛЕВЫМ. Также внепланово ему дали слово, представив как директора музея современного искусства PERMM.
Рубить капусту
«Да, я директор музея PERMM, – протяжно сказал Гельман, – и уже час как директор Пермского центра развития дизайна». После такого заявления должна была последовать немая сцена, как в «Ревизоре», но должной «эффектной» паузы не получилось.
Недоумение застыло только на лицах немногочисленных руководителей предприятий, инноваторов, ученых, то есть публики серьезной, понимающей, что к чему. Один покрутил пальцем у виска, другой шепнул соседу: «А он что, еще и дизайнер?» «Нет, он промышленник», – съязвил второй.
Но более чем из сотни собравшихся «серьезных» оказалось с десяток. Остальные – студенты, большинству из которых не интересен ни Гельман, ни его должность, ни битва Центра развития дизайна за бюджетные средства.
Поняв это, Гельман вконец расслабился и понес такую околесицу, что немногочисленные «серьезные» вообще ушли из конференц-зала.
А новоиспеченный дизайнер пермской промышленности и городской среды стал запутанно объяснять студентам про «станки, которые Петр I привез из Германии и раздал боярам. Бояре не знали, что с ними делать – они капусту ими рубили».
Смысл метафоры до студентов не доходил. «Наша идея, – попытался пояснить Гельман, – предприятиям надо давать не помощь, не субсидии, а инструменты, которыми они могут пользоваться, а могут не пользоваться».
Какие инструменты он собирается давать предприятиям, Марат Гельман так и не рассказал. Зато стало понятно, кто, на самом деле, собрался «рубить капусту».
Мэрия Перми должна его ненавидеть
То, что он сказал дальше, надо было слышать. Кстати, тембр речи порядочно раздражал: протяжно, слащаво… Но знающие люди пояснили, что «в тусовке так принято».
Все равно, как там принято, когда таким «га-лас-ком» пытаются рассказать о проблемах промышленности, ничего хорошего не жди. «Четыре года назад определили, что у промышленности четыре основные проблемы, – затянул внеплановый Гельман, – отсутствие технологий, старое оборудование, отсутствие маркетинга, отсутствие дизайна».
Почему четыре года назад, кто определил, видимо, неважно. Важно, что «ничего не помогло», и только он, мегакреативщик, знает, как «разомкнуть порочный круг».
Как? Легко.
«Эта моя идея подтвердилась. После того, как мы объявили Пермь культурной столицей Европы, вдвое увеличилось количество жалоб на грязные улицы в Перми!»
Ну, не душка ли? Вообще-то каждую весну количество жалоб на грязь в городе возрастает, время года такое… А в этом году, скорее всего, каждый пермяк не преминул добавить: «А еще культурной столицей себя называем. У меня вон во дворе (на улице, у подъезда…)».
Гельман же попробовал это использовать как аргумент в защиту Пермского центра развития дизайна. Слышали бы представители мэрии (по крайней мере, благоустроители), кому они, оказывается, должны быть обязаны за возросшее количество нелестных отзывов и проклятий в их адрес!
Наверное, разозлились бы… Но подождите, а при чем здесь промышленность?
«Бл…ей не пускать!»
Вот так, спотыкаясь и подпрыгивая, перманентно забывая о промышленности, Гельман добрался до Сколково и Кремниевой долины.
«Добрался» после наводящего вопроса Виктора Кобелева: «По Сколково. Каким образом здесь страна смотрит, как инновации будут внедряться?»
О! Выходит, недооценивают журналисты галериста. Он не только советует губернатору и правительству, куда идти региону, но и знает, «куда смотрит страна».
Осознавая всю весомость вопроса, Гельман отвечал: «Метафора Сколково такова: надо вам построить хорошее кафе, куда будут приходить красивые девушки и богатые мужчины, чтобы они заводили интрижки, флиртовали. Чтобы был фейс-контроль, чтобы бл… ей не пускали». Какая, однако, знакомая метафора. Слышали ее уже от губернатора края Олега ЧИРКУНОВА, только мат он пропустил, постеснялся.
Кто не понял смысла: ученые – это красивые девушки. Богатые мужчины – это бизнес. А вот насчет «бл… ей»… Кого же Гельман имел в виду?
На фига до фига нафигачили
Студенты хихикали и шепотом развивали тему: «Кого еще не пустить в кафе?» (например, мужчин нетрадиционной ориентации). Вдруг кто-то вспомнил, что круглый стол посвящен созданию условий для развития инновационного бизнеса и предложил: «А может, Пермский центр развития дизайна переименовать в центр развития инноваций? Тогда вам будет проще доказать свое существование!». И правда, инновации – еще более непонятная фигня, чем дизайн, депутаты ничего не поймут, дураками показаться не захотят (к тому же там, «наверху», взят курс на инновации), авось, и дадут денег.
На что Гельман заметил: «20 лучших дизайнеров страны – мои друзья». Мол, и не дизайнер, я и не промышленник, но сломать пермских депутатов, зарубивших выделение денег Центру развития дизайна, смогу легко. Мол, это для меня – так… фигня.
Вопросы Гельману задавать не дали, он торопился. У выхода его ждал… бывший министр культуры Олег ОЩЕПКОВ. Он приобнял директора Центра развития дизайна, похлопал по плечу. Мол, ничего, Марат, прорвемся…
Напомним, в отношении Олега Ощепкова в 2007 году было возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». За то, что программа «Пермь – культурная столица Поволжья-2006» досталась единственному участнику торгов – ООО «ОЗОН-Энтертейнмент», руководителем которого является жена Ощепкова.
PS: Если так пойдет дальше, то скоро Марат Гельман будет решать все вопросы за Олега Чиркунова.