№28 (527) 16 июля 2011 года (PDF)

Судный день

№28 (527) 16 июля 2011 года
Пермский теплоход «Булгария» потерпел крушение 10 июля. Пермский речной флот погиб давно.

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул в Куйбышевском водохранилище 10 июля. По предварительным данным, на борту находилось 207 человек, погибли 113, в том числе 29 детей, спаслись 79 пассажиров, пропавшими без вести считаются 9 человек, пребывание на теплоходе еще шести незарегистрированных пассажиров уточняется.

Как «уплывали» пароходы

Дизель-электроход «Булгария» – перм-ский. Он переименован в 2010 году, до этого носил название «Украина». Принадлежал ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (КРП).

В середине 90-х годов Михаил АНТОНОВ стал владельцем КРП, причем 16% акций предприятия продала компания «ЭКС» (Ю. Трутнев, О. Чиркунов). Антонов предложил речникам «план» избавления от долгов. Компания «Амис» и пароходство учредили ООО «Камская судоходная компания». Пароходство передало этой компании грузовой флот внутреннего плавания из сотен судов (90% уставного капитала). А все пассажирские и туристические теплоходы были ей отданы в доверительное управление. По сути, новый собственник планомерно вел КРП к разорению. К началу 1997 года суммарная задолженность достигала 115 млрд руб., а через год превысила 200 млрд. Вся выручка оседала в компаниях Антонова.

История завершилась уголовным делом, в результате которого, как сообщает портал «НеСекретно», Антонову было предъявлено обвинение в том, что он предпринимал попытки установить над КРП свой контроль «путем обмана и злоупо-требления доверием, прекращения производственной деятельности, передачи имущества КРП в собственность подконтрольных себе структур». Антонов внес свыше $1 млн на счета КРП, в результате чего прокуратура дело прекратила с формулировкой: «В связи с изменением обстановки Антонов М.А. перестал быть общественно опасным».

Пароходчику все же удалось установить контроль над КРП. В сентябре 2009 г. владельцем 52,25% акций стала компания Antonov Group-F.Z.E., зарегистрированная в Арабских Эмиратах. Еще 32,13% акций принадлежит Росимуществу. Причем Росимущество никак не может избавиться от своего пакета (покупателей не находится).

«Хромое» судно

Компании Антонова досталось наследие второго по величине речного порта СССР. На данный момент значительная часть круизных и прогулочных российских судов принадлежит КРП, большинство из них сданы в аренду и работают далеко от Перми. Имущество КРП нещадно эксплуатируется, по словам речников, а ремонтируется редко. Одним из таких судов оказалась двухпалубная «Булгария» 1955 года постройки.

Последний капитальный ремонт дизель-электрохода был проведен в 2007 году (об этом свидетельствует акт ООО «Светослава», где был произведен ремонт). Запчасти для импортной техники закупались не за границей, их делали на заводе или снимали со старых судов.

КРП сдавало «Булгарию» ООО «Бриз» (пермская компания, владелец все тот же Михаил Антонов). Весной этого года «Бриз» сдал «Булгарию» в аренду ОАО «АргоРечТур», зарегистрированному в Казани.

Всю эту неделю следователи опрашивали людей, имеющих отношение к водному транспорту в Прикамье. Михаила Антонова опросить не удалось, его местонахождение до сих пор неизвестно. Были произведены выемки документов в КРП, ООО «Бриз», ООО «Волжско-Камское судоходное общество», Камском филиале Российского речного регистра.

Арестован старший эксперт Нижне-Курьинского участка Яков ИВАШОВ, который инспектировал «Булгарию» перед выходом из затона и выдал разрешительные документы на выход в навигацию. Арестована директор ООО «АргоРечТур» Светлана ИНЯКИНА. Следствием они подозреваются по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Это та же статья, что и у большинства подсудимых по делу о трагедии в «Хромой лошади».

Руслан ЦЕЧОЕВ, и.о. татарского транспортного прокурора, заявил «ПО»: «Ответственность за годность судна к эксплуатации, несмотря на все оговорки, которые есть в договорах с арендаторами, несет судовладелец».

По данным информационных агентств Татарстана, прибыль от судна получал только собственник – КРП. За один сезон навигации аренда «Булгарии» составляла около 3 млн руб.

Два капитана

Подлинно известно о четырех пермяках, работавших на «Булгарии». Погибли Владимир НАЗАРОВ (1936 г.р.) и Иван ПОЛУНОСОВ (1982 г.р.). Спаслись моторист Илья ШУШКОВ (1985 г.р.) и электромеханик Василий БАЙРАШОВ, для которого это плавание было первым после окончания Пермского речного училища. По словам спасенной проводницы Татьяны КОМАРОВОЙ, в состав экипажа входила еще одна пермячка, проводница Галина. В списках членов экипажа есть данные о некой Галине БАТАНОВОЙ 1954 г.р., тело ее не найдено.

По словам речников, Александр ОСТРОВСКИЙ был отличным капитаном, но плохо знал именно это судно. Для того чтобы ориентироваться на дизель-электроходе, вторым штурманом позвали пермяка Владимира НАЗАРОВА, ветерана, недавно отметившего 75-летний юбилей. Оба капитана погибли, тело Владимира Назарова до сих пор не обнаружено.

После трагедии губернатор Саратовской области (на затонувшем теплоходе не было никого из этого региона) Павел ИПАТОВ поручил создать специальную комиссию по обследованию технического состояния речного транспорта. Соболезнования в своем блоге выразил и президент Башкортостана Рустэм ХАМИТОВ. А вот губернатор Пермского края Олег ЧИРКУНОВ в очередной раз показал полное безразличие к беде, которая имеет непосредственное отношение к пермякам.

КРП было вторым в стране после Волжского, теперь от него ничего не осталось: на Речном вокзале – Музей современного искусства, а все потому, что развитие перм-ского достояния – Камы не входит в приоритеты руководства региона. А наследство осталось, пусть и в частных руках: сотни судов, имеющих пермскую прописку, ржавеют в затонах, а потом коммерсанты отправляют их в плавание. Иногда оно становится последним.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка