Многообразие интересов и точек приложения сил свойственно только настоящим профи |
|
|
с иронией сказала о себе Елена ВЕСЕЛКОВА, журналист с 30-летним стажем, побывавшая в гостях у «Пермского обозревателя».
Разумеется, разговор, так или иначе, вертелся вокруг профессии. Сквозь призму карьерного пути Елены можно уверенно рисовать картину о состоянии СМИ последних нескольких лет.
Спецоперация
Два года назад Елена называла себя «спецназом» в журналистике. С 2003 года она была руководителем криминальной хроники областной газеты «Звезда».
– Я с первого класса школы журналист. Мы тогда писали сочинение на тему, кем хочешь стать. Я росла в обыкновенной семье, но на слуху были какие-то слова. И я попросила маму объяснить, кто такой журналист, и кто такой криминалист. Поразмыслив, уже тогда решила, что буду журналистом. Но и «криминалистом» всё же стала – в «Звезде». На тот период приходятся мои самые резонансные расследования, например публикация «Ржавчина» под псевдонимом Степан Рогозин. Мне удалось разоблачить коррупцию в структуре госпожнадзора. В статье было названо 15 фамилий, в том числе и тех, кто три года спустя проходил по делу «Хромой лошади».
– Возможны ли подобные расследования в современных реалиях?
– Самый свежий пример – Аркадий КОНСТАНТИНОВ. Он в одиночку ведет расследование причин гибели пациентов в «Городе сердца». Вокруг правды Константинова сложился некий пул журналистов, которые за него, к ним отношусь и я. Константинов – это профессиональный, военный корреспондент старой школы. Его уволили из «Звезды», и сейчас он под угрозой увольнения из вуза, где преподает конфликтологию. Хотя, увольнение выдает слабость структур, которые защищают эту систему.
– Случай с Константиновым хорошо показывает, чем опасны свои расследования…
– Если думать об опасности – вообще не надо в эту профессию идти. Это опасно на самом деле. Я ведь общаюсь с Аркадием, и он не скрывает, что ему угрожают.
ТВ на коленке
Сегодня Елена Веселкова – председатель некоммерческой организации «Общественное телевидение Пермского края». На ее базе в августе 2012 года была создана «Школа общественного телевидения». Проект выиграл конкурс городских проектов «Город – это мы» и получил грант в размере 396 тыс. руб.
– Сейчас я отошла от расследований, потому что появились другие проекты. Настал, видимо, такой момент, когда надо уже передавать знания. На сегодняшний день у школы нет материальной базы, офис – в общественном центре. Тем не менее, мы начали уже третий цикл передач. Работаем по сетевому принципу: привлекаем любителей, собираем команду, определенную аудиторию, ищем партнера в лице телекомпании. Принцип: профессионалы и любители делают что-то вместе. Смыслы идут от «людей с улицы», а мы помогаем найти режиссерское решение.
– Цель школы? Воспитать профессионалов?
– Цель пока практическая: сделать продукты и научить людей. И посмотреть, кто может быть нашей опорой в Перми, найти лидеров в обществе. Это новое социальное медиа, которое не просто выдает информацию, а что-то делает вместе. Сейчас мы пришли к формату клуба. В основном, это старшие школьники и студенты.
– Кто целевая аудитория конечного продукта? Или процесс важнее, чем результат?
– Наша целевая аудитория – средний горожанин. Обеспеченные люди, которые не хотят сильно вдаваться в политику, которые провозглашают семейные ценности. Домохозяин, который думает о том, как хорошо воспитать детей, создать для них условия для социального лифта. Это абсолютно точно не протестная аудитория. Мы не работаем на какие-то монополии – только интересы среднего предпринимателя и его поддержка. И мы – вне политических пристрастий.
– Сознательно избегаете острых тем?
– Мы выиграли городской грант. Там заявлена тема: повышение качества жизни в Перми. Раз мы выиграли под эту тему, мы ее и отрабатываем.
– Есть общественное телевидение России...
– Есть, знаю, смотрю. Мы не имеем к ним никакого отношения.
Общественное телевидение – это неизбывная мечта России. Проводят разные конференции на тему, каким оно должно быть. А всё выходит не так. Я вот смотрю на современное ОТР «На диване» и думаю: а кто вообще впереди планеты всей? Они или мы – телевидение на коленке? Я вообще хочу работать в этом совковом формате? Для меня этот тоже вопрос выбора.
Вы можете подумать, что у меня за-шкаливает гордыня, но когда ты создаешь свою школу – надо думать, с кем дружить.
Разбитое зеркало
Елена Веселкова – главный редактор журнала «Человеческое измерение», учредителем которого является уполномоченный по правам человека в Пермском крае.
– Какое место занимает школа в вашей жизни?
– Сейчас у меня два проекта: две трети занимает школа, и треть – журнал.
Каждый новый журнал для меня – свое-образное расследование, но не криминальное, а интеллектуальное. Потому что каждый раз это какая-то очень серьезная тема, и ты углубляешься в нее.
– Вам близки правозащитные принципы?
– Конечно, ценностная гуманитарная сцепка произошла. Но, несмотря на всё мое уважение к Татьяне МАРГОЛИНОЙ, не могу сказать, что права человека – это абсолютная ценность. Выше прав человека – сам человек. Хотя осознание этой истины, конечно, произошло благодаря Татьяне Ивановне.
– Ваше отношение к тому, что происходит сейчас с «Пилорамой»?
– Не в курсе тонкостей подготовки нынешнего форума, не могу судить, кто «накосячил»: власть или сама дирекция. Но то, что форум не состоится, – это очень плохо. Я пять раз была там, однажды вела дискуссионную площадку, сделала два журнала о «Пилораме» – нахожусь совершенно в теме. Форум был зеркалом, в которое можно было посмотреться всему гражданскому обществу. И по тем процессам, которые происходили на «Пилораме», даже драматическим, можно было судить года на три вперед, что произойдет. «Пилорама» была кухней, которая нам показывала будущее. То есть, не стало «Пилорамы» – не стало будущего?
Кстати, на позапрошлой «Пилораме» журналист Андрей НИКИТИН, рассказал метафоричную историю: он делал ремонт на даче и нашел старое зеркало. Оно случайно упало и разбилось. И оказалось, что крепилось оно на портрет Сталина…
Когда зеркало бьется – это дурной знак. «Пилорама» разбилась, и оказалось, что за этим зеркалом на нас смотрит…
Для каждой души
Елена уже пять лет занимается живописью…
– Мой учитель – Анатолий ФРЕНКЕЛЬ, член Союза художников, и я четыре года участвую с другими студийцами в арт-салонах. После бурных политических событий у меня родился живописный проект. Цикл из 9 картин под названием «Общество проснулось». Главный образ – массы людей, иногда безликие. Они вроде бы проснулись, но с другой стороны – они еще масса. И там присутствуют отдельные известные личности – Саша ГРИГОРЕНКО, Игорь САПКО... Обязательно буду выставлять эти картины, – это же социальные вещи!
– Получается, что в школе вы не берете острые темы, а…
– …а для себя беру! Просто с детьми надо быть очень осторожными, всё должно быть выверено.
Последние события заставляют нас не то чтобы вздрагивать, но делать всё в рамках закона. Сейчас кажется смешным, но перед поэтической маевкой Коалиции «За прямые выборы», собираясь читать «Кремлевского горца» Мандельштама, я показала этот текст юристу: мне за него ничего не будет?
справка ПО
Веселкова Елена Александровна. Род. в г. Кяхта Бурятской АССР. Окончила факультет журналистики Уральского госуниверситета. С 1994 г. – директор ТОО «Лысьвенская телерадиокомпания». С 1998 по 2003-й – президент Пермской Ассоциации радио и телевидения. С 2003 по
2007-й – руководитель службы новостей и криминальной хроники в пермской краевой газете «Звезда». Затем шеф-редактор телекомпании «УралИнформТВ».
С 2010-го – главный редактор журнала «Человеческое измерение» и с октября 2012 г. – председатель РОО «Общественное телевидение Пермского края».
Член президиума Пермской краевой организации Союза журналистов России, член экспертного совета при губернаторе Пермского края по инфополитике.
Награждена множеством дипломов профессиональных конкурсов.