Городской Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывает необходимую поддержку детям, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Ежегодно помощь специалистов центра получают более 20 тысяч детей, а на телефон доверия поступает свыше 7 тысяч звонков от детей и подростков. Подробнее о работе центра мы попросили рассказать его директора Светлану КОЗЫРЕВУ.
– Как давно существует Центр и чем занимается?
– Центр существует достаточно давно – в этом году мы отмечали уже 20-летие. Но раньше центр работал по государственному постановлению о психологической помощи детям. И абсолютно никто толком не понимал, как именно он должен работать. Всё было прописано весьма туманно. В Перми такие центры возникли одни из первых в стране. Их в нашем городе семь, в каждом районе. С 2010 года центры были реорганизованы, и на сегодня в Перми есть один городской психологический центр, который имеет шесть структурных подразделений. Все они работают по единым планам, концепциям, направлениям. И мне кажется, что это правильно. Потому что, охватывая весь город, необходимо понимать общую проблему, а не рассредоточиваться по районам.
– Немного подробнее о самой работе центра.
– Все проблемы, связанные с социальной адаптацией детей, с семьей и школой, решаются здесь. К нам приходят дети с трудностями в обучении, которые проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, которым требуется помощь специалистов. Пожалуй, это самая многочисленная категория детей. Каждый день через подразделения центра проходит около 40 таких детей. Кроме этого, у нас проходят реабилитацию дети, которые совершили преступления и направлены сюда КДН и ОДН. Данная категория также многочисленная. И здесь важно не наказать ребенка, а предотвратить следующие шаги, который он, единожды оступившись, может повторить.
Далее, дети с ограниченными возможностями здоровья. Тут чаще мы работаем с целыми семьями, нежели конкретно с ребенком. И, конечно, крайне важная категория – дети, совершившие попытку суицида или подвергшиеся жестокому обращению или насилию. С такими ребятами и семьями мы работаем подолгу, потому что ребенок в такой ситуации находится на грани и нуждается в постоянном общении и помощи.
– Слышал, что у вас есть детский телефон доверия…
– Да, специалисты телефона доверия оказывают дистанционную психологическую помощь – каждый день с 9.00 до 21.00, без выходных, без праздников, без обедов. Мы планируем, что он будет работать круглосуточно. Но пока есть некоторые финансовые и организационные вопросы, которые мы должны в ближайшее время решить.
Во время разговора психологи пытаются подвести ребенка к тому, чтобы он все-таки пришел к нам, доверился. Как правило, это получается.
– С какими проблемами или просьбами чаще всего обращаются дети на телефон доверия?
– С абсолютно разными. Это может быть несчастная любовь – «на меня не посмотрела девочка» или «не так посмотрел мальчик». Бывают глобальные проблемы, например сдача ЕГЭ, когда ребенок элементарно боится, что никуда не поступит, будут ругать родители и т.д. Бывают звонки из-за конфликтов с учителями, весенне-летние обострения, попытки суицидов. Наши психологи знают, как вести такую беседу, есть технологии, которые во время разговора помогают ребенку понять, что он не один. Главное, что детям не нужно себя называть, они понимают, что это анонимно.
– И звонят каждый день?
– Не то слово! Звонки поступают с 9 утра и до конца рабочего дня. Иногда даже приходится задерживаться. Дети ведь все разные, с кем-то нужно и час-полтора
поговорить. К сожалению, у нас пока одна линия. Но когда случаются длительные разговоры, мы подключаем второго специалиста.
– Вам не кажется, что 20-30-40 лет назад таких проблем у детей не было? Не было телефонов доверия, или мы просто не знали об этом?
– Здесь необходимо копать глубже – говорить о воспитательной системе школ, идеологии государства. Ведь раньше подростки были вовлечены в дополнительное образование, не такое принудительное, как сейчас, в разные инициативы, общественные движения, те же пионерия или комсомол. А теперь всё поменялось. Сегодня школы ищут ниши, где можно занять ребенка, увеличить его мотивацию. Пока идут эти поиски, ребенок живет, здесь и сейчас, и не понимает иногда, зачем нужно идти в школу, если можно в интернете найти ответы на все вопросы. И не каждый учитель может найти подход, чтобы объяснить это ребенку. И с таким непониманием, внутренним конфликтом дети начинают жить. Отсюда появляются серьезные проблемы и внутренние противоречия.
– Какие специалисты работают в центре?
– Психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи. Большая часть, конечно, психологи. В перспективе мы планируем пересмотреть систему помощи, потому что 53 психолога, которые работают в городе, это капля в море. Конечно, есть школьные психологи, которые нам помогают, но этого недостаточно.
– А стационарное лечение не предусмотрено?
– Нет. К нам обращаются дети, если до 14 лет, то с родителями, которые обязаны прийти и заключить с нами договор об оказании психологической помощи. Если это ребенок старшего возраста, он может прийти самостоятельно. Кроме этого, здесь проходят реабилитацию дети, направленные различными ведомствами, считающими, что ребенок должен пройти определенный курс. И даже тогда это право ребенка или родителя решать, нужна ли такая помощь.
– Чаще обращаются полноценные семьи или родители-одиночки?
– Наличие проблем у ребенка абсолютно не зависит от состава семьи. К нам обращаются разные категории семей. Очень много обращений в момент развода родителей, например, когда возникает вопрос, с кем останется ребенок, к кому он больше привязан. По решению суда чаще всего требуется психолого-аналитическая экспертиза. Такое заключение тоже делают наши психологи, которые смотрят на отношения в семье, отношение ребенка к родителям. Это огромный пласт нашей работы. Причем речь не только о неблагополучных семьях, нет, есть совершенно разные категории.
– Занимаетесь ли вы пропагандистской деятельностью, например, в школах или детских садах?
– Конечно, мы не отдельно живущее заведение, которое ждет своих клиентов. Мы занимаемся методическим сопровождением учебных заведений – это и подготовка к сдаче экзаменов на всех уровнях, и адаптация первоклассников и пятиклассников, когда они переходят со ступени на ступень, и различные конфликты. Кроме этого, у нас есть служба примирения, которая сейчас есть также во всех школах. Проводим различные рекламные акции по поводу телефона доверия. Плюс к этому наши специалисты выходят на родительские собрания, в различные коллективы, проводят различные мероприятия и форумы по межнациональным вопросам. Так что работа в этом направлении ведется очень серьезная.