Что знают молодые пермяки о трудовом подвиге послевоенного поколения для социально-экономического развития СССР и самого Прикамья?
Предлагаем читателям материал об исторической роли Пермского края в индустриализации страны, а также в современных экономических реалиях.
Пермь – стране и авиации
После войны пермские поршневые авиадвигатели генерального конструктора моторостроительного бюро № 19 Аркадия ШВЕЦОВА обеспечили создание отечественной гражданской авиации и авиации общего назначения для всей страны.
Поршневые моторы марки «АШ» были установлены на 3860 межрегиональных самолетах ЛИ-2 и 1998 ближнемагистральных пассажирских и грузовых самолетах
ИЛ-12 и ИЛ-14, на почти 18 тыс. легендарных бипланах АН-2 и первом советском серийном (выпущено 385 шт.) грузопас-сажирском вертолете МИ-4 – флагмане
освоения нефтегазовых месторождений на удаленных территориях.
На пермских двигателях с начала 50-х годов «Аэрофлот» стал крупнейшей компанией мира по составу авиапарка, в 1955-м он перевез 2 млн пассажиров на внутренних
линиях, а в 1960-м – уже более 10 млн чел.
В результате конверсии в 50-80-е годы предприятия машиностроения Перми и области выпускали массовыми сериями (десятками и сотнями тысяч штук в год)
технически сложные товары народного потребления для домохозяйств страны: электроплиты, магнитофоны и электроинструмент марки «Ритм», бензопилы «Дружба», «Тайга», «Урал», «Крона», лодочные моторы «Вихрь-Электрон» и «Прибой», электропилы «Парма», велосипеды «Урал», «Кама», «Уралец», «Школьник», термосы,
зонты, автоприцепы «Скиф», электронасосы и многофункциональные мотоблоки «Каскад» для сельских усадеб и дач, сложные сборочные единицы для массового
производства автомобиля «Москвич», телефонные аппараты, электроутюги, эмалированную посуду, столовые приборы и многие другие товары народного потребления.
На предприятиях машиностроения в конце 80-х годов в области работало 452 тыс. чел., из них 64 тыс. в организациях двигателе- и агрегатостроения авиапрома.
По наукоемкому машино- и приборостроению миллионная Пермь вошла в первую десятку научно-промышленных центров Советского Союза.
В начале 60-х Пермское моторострои\тельное конструкторское бюро генерального конструктора Павла СОЛОВЬЕВА стало в СССР полноправным отечественным
лидером по разработке газотурбинных двухконтурных авиадвигателей для магистральной гражданской и транспортной авиации. Авиадвигатель Д-20П – Д-30
стал «глобальным» и был установлен на пассажирские самолеты, выпускавшиеся в течение 30 лет крупными сериями: ТУ-124 (ближнемагистральный, выпущено 165 шт.), ТУ-134 (ближнемагистральный, 854 шт.), ТУ-154М (среднемагистральный, 313 шт.), ИЛ-62М (дальнемагистральный, 292 шт.), ИЛ-76 (грузовой, 956 шт.). В 1975 году гражданская авиация страны на отечественных магистральных самолетах перевезла более 98 млн, а в 1990-м – 137 млн пассажиров на внутренних авиалиниях.
С середины 1950-х отечественные гражданские самолеты и вертолеты с пермскими авиадвигателями и редукторами поставлялись на экспорт по коммерческим контрактам в Восточную Европу, Азию, Африку и Латинскую Америку. В 68 стран было продано 2153 самолета и 3543 вертолета. Боевых многоцелевых истребителей МИГ-21 в 40 стран мира было поставлено более 8300 шт. В каждом из них были или березниковский титан и магний, камский кабель, сталь Мотовилихи или пермские приборы, агрегаты, гироскопы и авиадвигатели, труд десятков тысяч пермяков-рабочих, специалистов, конструкторов и ученых.
В 1960-1970 годы экономика страны динамично росла до 7,5% ежегодно без шальных нефтедолларов и валютных доходов от экспортных газопроводов. Строились и развивались АвтоВАЗ, КамАЗ, крупнейший в Европе Ульяновский авиационно-промышленный комплекс для производства магистральных самолетов нового поколения, в том числе суперсовременного ТУ-204. Активно конкурировали на мировом рынке отечественные глобальные корпорации, «упакованные» в министерства: энергоатомная, геологическая, авиапром, нефтяная, газовая, строительная и другие.
Роковые последствия
Уход в 1980 году Алексея КОСЫГИНА (автора программ послевоенного квазирыночного экономического роста и конверсии «оборонки») имел роковые последствия
для великой индустриальной державы. В горбачевском политбюро технократов не оказалось. Современная деиндустриализация страны началась в мае 1985-го с виноградарей, виноделов, пивоваров, производителей коньяка, шампанского и русской водки... Потом рухнули потребительский рынок, экономика Грузии, Молдавии,
Армении, Крыма, союзный бюджет, совет экономической взаимопомощи, правящая коммунистическая партия, хозяйственные связи, предметно-технологическая кооперация производств и сам Союз Республик.
Приватизация, «шоковая терапия», гайдаровская свобода торговли и предпринимательства, немедленная конвертация рубля сформировали новый потребительский рынок, основанный на импорте. В лихие 90-е Россия выжила, заплатив цену в две войны. В последние 15 лет растущий импорт готовой продукции и федеральный
бюджет поддерживали сверхдоходы от экспорта нефти и газа.
Сегодня промышленная и экономическая политика фактически привела нас в крайнюю точку деиндустриализации в обрабатывающих производствах и связанной с ними науке. В сфере гражданской мирной продукции Россия не производит серийно ни корабли, ни самолеты, ни современное оборудование – ни для себя, ни на экспорт. Остались в истории трудовые подвиги послевоенных поколений и миллионы высококвалифицированных рабочих мест в наукоемких отраслях производства гражданских судов и самолетов, отечественных ТНП...
Драйвер пермского послевоенного развития – наукоемкое машиностроение в 300 тыс. рабочих мест – почти утрачено. Нет необходимости комплектовать
пермскими авиадвигателями магистральные самолеты Ту-134, в том числе и на экспорт, как это было в «застойном» 1975-м… В Перми уже давно и Кама не река-
труженица – без «Ракет», «Метеоров» и нефтерудовозов...
Куда же дальше?
Пять веков славной истории Пермский край был индустриальным в интересах развития экономики государства. Сегодня тоже действует много федеральных программ, где Пермскому краю уделено внимание. Но в сфере «искусства построения машин» они систематически не выполняются.
В то же время, в крае и Перми ведется массовое ипотечное жилищное строительство, строятся школы и детские сады. В ушедшем году сдано 17 379 благоустроенных квартир. Информации же о создании новых высокопроизводительных, квалифицированных рабочих мест, в соответствии с майским указом президента РФ № 596 (от
2012 года) в перспективе до 2020 года – нет. Определенности нет и в том, где будет трудиться образованная пермская молодежь, в каких отраслях.