№11 (888) 19 марта 2016 года (PDF)

Сколько ни говори «туризм»...

№11 (888) 19 марта 2016 года

У туризма в Пермском крае давние традиции. Старше их только традиция мечтать вслух о его золотой поре.

 

Многие пермяки помнят местные инициативы по привлечению туриста в Пермь, как то: сделать туристской меккой деревню Молёбку, открыть Парк динозавров, переименовать железнодорожную остановку Промучасток в Юрятин, создать в Егошихинском логу Тропу Мурчисона... В итоге деньги на памятник инопланетянину в

Молёбке освоены, динозавры забыты, Промучасток оставили в покое, а Егошиха, где, между прочим, раньше водилась стерлядь, по-прежнему знаменита лишь

стоками нечистот, помойками и гнилыми заборами заброшенных садов.

 

Пермь «великая»?

 

В 2014 году тема развития туризма снова стала популярной, под нее даже обзавелись логотипом (разноцветным медведем) и «разработали слоган»: «Пермь Великая».

 

Павел ЛЯХ, министр спорта и туризма Пермского края, тогда был прямо-таки переполнен идеями. «Мы рассчитываем привлечь новых туристов на сплавы, походы

на квадроциклах и снегоходах. Это сверхпривлекательные современные направления», – говорил он.

 

Примечательно, что аккурат в том году «Пермская ярмарка» вдруг прекратила проводить выставки, посвященные путешествиям, туристским маршрутам, экскурсиям, перейдя на более прагматичную ярмарку товаров и услуг для охоты, рыболовства и активного отдыха. Охотничьи ножи, резиновые лодки и спиннинги оказались

более значимым товаром, чем неуклонно развивающиеся «сверхпривлекательные направления».

 

Но пермский министр не сдается, и через год в своих интервью так же твердит старые песни о главном: «Мы позиционируем Пермский край как территорию активного

туризма». То же повторяет и в 2015-м: «...мы всё больше склоняемся к мысли, что изюминкой края должен стать активный отдых.

 

Природа, расположение региона, ландшафт: всё это благоприятствует водным, пешим, мотопутешествиям, прогулкам на снегоходах. Это направление, на мой взгляд, может стать локомотивом развития туристической отрасли Прикамья…».

 

«Постой, паровоз...»

 

Пока незаметно, чтобы этот локомотив сколько-нибудь спешил. Например, на сайте краевого министерства спорта в разделе госпрограммы «Развитие туризма»

последний опубликованный документ «Годовой отчет о выполнении госпрограммы Пермского края «Развитие туризма» за 2014 год» датирован мартом прошлого

года. По большинству пунктов в разделе «Достигнутые целевые показатели», в основном, значится унылое «Нет данных», а по тем, что есть, – показатели меньше

запланированных на 10-11%. В этом же документе перечисляются и свершения министерства на благо пермского туризма.

 

В списке проведенных мероприятий разработка уже упомянутого логотипа, разработка туристического портала Пермского края (www.visitperm.ru), издание туристских

каталогов и карт городов, создание ГАУ «Туристский информационный центр»...

 

Правда, документ скромно умалчивает о том, что медведь на туристском логотипе (за какие-то 65 тыс. руб. разработанный, само собой, Ozon Group) до изумления

походит на мишку с этикетки водки «Пермская Люксовая» компании «Урал-алко».

 

Что туристский портал по указанному адресу существует аж с 2008 года; что туристские каталоги, выпущенные несусветными тиражами по 600-1400 штук, простому

гостю Перми неизвестно где взять, ибо о местонахождении туристского информационного центра, изгнанного из помещения в центре Перми, не каждый коренной

пермяк знает, не то что приезжие...

 

Словом, программа развития туризма, по доступным данным, исполняется как-то ни шатко, ни валко. Зато в 2015 году в Перми организуется так называемый форум «Перспективы развития активного туризма в России и мире». «Говорильня» эта, по отзывам ее участников, удалась на славу, и хотя заметных изменений на

туристском рынке края не принесла, в нынешнем году ее решили повторить. Это более чем понятно: пиара много не бывает, тем более что федеральный центр пообещал вложить в программу развития въездного и внутреннего туризма в Пермском крае аж 633 млн руб. Правда, Пермскому краю придется за два года где-то изыскать и вложить свою долю: 2,25 млрд руб., из которых на долю краевого бюджета приходится около 100 млн руб. в год. Остальные – внебюджетные источники, те самые инвесторы.

Последних, судя по всему, пока негусто: кормить комаров в Ныробе – это не орды «пакетников» на пляжи Турции и Египта засылать.

 

За «территории» обидно

 

Пока в павильоне форума «Перспективы развития активного туризма в России и мире» гости со всего мира теоретизировали, попутно рекламируя свои местечки, в соседнем проходил еще один форум – «Развитие территорий». Неожиданно, но приехавшие на него представители районов края тоже говорили о необходимости развивать туризм и искать инвесторов. Например, гости из Усолья делились планами открыть в районе строгановского историко-архитектурного комплекса гостиницу и хостел, соликамцы зазывали в свой ботанический сад, доставшийся от Григория Демидова, гости из Кишерти рассказывали о водных маршрутах по Сылве, на которые, вот беда, никто не едет, так как никто не знает, и даже пассажирские поезда в Кишерти больше не останавливаются... От краевой программы развития туризма им явно не перепало даже на печать буклетов: простенькие рекламные проспектики, зазывающие посетить Молёбку и другие окрестные места, были отпечатаны на простом струйном принтере.

 

Опрошенные нами участники «Развития территорий» слышали, что в соседнем павильоне проходит «туристское мероприятие», но, увы, ничего конкретного

вспомнить о программе развития туризма в Пермском крае так и не смогли.

 

С рюкзаком, без логотипа

 

Между тем, кроме разглагольствований о благотворности въездного туризма для экономики регионов на форуме о «перспективах развития активного туризма...», прозвучали и действительно важные вещи. Произошло это на дискуссионной площадке, в которой приняли участие люди, не по должности близкие к проблемам туризма, а именно: столичный гость Сергей МИНДЕЛЕВИЧ – мастер спорта по туризму и редактор, наверное, единственной в стране туристской газеты «Вольный ветер», пермячка Татьяна ИВАНОВА – мастер спорта по водному туризму, Александр ЗЫРЯНОВ – профессор ПГНИУ, заведующий кафедрой туризма. Все они говорили не о коммерческом туризме, на который, главным образом, нацелена государственная программа, а о катастрофическом состоянии самодеятельного туризма, за постсоветские годы практически уничтоженного как система оздоровления детей и взрослых, как система патриотического воспитания, прививания здорового образа жизни и бережного отношения к природе.

 

Сергей Минделевич привел простые цифры: по его данным, в прошлом году в стране было всего около 2,5 тыс. детских палаточных лагерей – в три раза меньше,

чем в 2009-м. Из них в соседнем Татарстане – 102, в Башкирии – 214, а в Воронежской области – 268. В Пермском крае – 51 палаточный лагерь. Количество участников

туристских походов за последние восемь лет уменьшилось в два раза, главным образом, за счет повсеместной ликвидации станций детско-юношеского туризма.

С ним согласилась и Татьяна Иванова, напомнив, что в 1985 году в Перми действовало 28 турклубов, позволявших не только всем желающим участвовать в путешествиях, но и действовавших как центры досуга. Сегодня их осталось пять, из которых свои помещения имеют только два.

 

Самостоятельный туризм, некогда бывший важным государственным делом, стал не нужен никому, включая муниципальные и краевые власти. И хотя говорившие в ходе дискуссии о проблемах самодеятельного туризма робко выразили надежду на то, что те как-то решат помочь сохранению этого спорта и здорового образа жизни,

больших надежд питать не стоит. Такие времена: программы развития туризма пишутся под ожидаемые прибыли для инвесторов. А что взять с этих странных

людей с рюкзаками, если у них даже и логотипа приличного нет...

 

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка