Внедрение электронных проездных для льготников продлено до 1 мая.
Перевозчики говорят о том, что программа не доработана и внедряется слишком поспешно.
«Вам сюрприз!»
Электронные социальные проездные документы (ЭСПД) вводятся в соответствии с постановлением правительства Пермского края, принятым в декабре
2015 года. Сейчас становится ясно, что внедрение программы может существенно затянуться и создать проблемы и для льготников, и для перевозчиков.
Электронный проездной сохраняет все преимущества бумажного документа, но при этом выдавать его будут на три года, а пополнять баланс нужно будет с 16-го
числа текущего месяца по 16-е число следующего. Цена проездного остается прежней – 810 руб. при стоимости проезда 20 руб.
На 9 марта в списке пунктов выдачи ЭСПД значилось 214 почтовых отделений по всему Пермскому краю. Однако в некоторых отделениях сообщают о проблемах с
программным обеспечением для оформления документов. В неофициальной беседе работники отделений признались, что не были готовы к такой работе. Больше всего не повезло Пермскому Главпочтамту, где в первые дни наблюдались большие очереди из желающих оформить ЭСПД. Для самих льготников новость о необходимости заменить бумажный проездной электронным стала неприятным сюрпризом.
И снова очереди
Далеко не все пермяки понимают, чем вызвана необходимость замены проездных. В разговоре с корреспондентом «ПО» пенсионерка Наталья Сергеевна М. сообщила, что узнала об этом от дочери:
– На почте мне сказали, что к 1 апреля получить карточку я не успею. Значит, придется тратить деньги на проезд. Очень неприятная ситуация… Видимо, у наших
властей нет престарелых родителей.
О том, что внедрение проездных продлено до 1 мая, Наталья Сергеевна просто не знала. И время показывает, что не одна она. Для властей внедрение ЭСПД – это,
прежде всего, возможность наконец автоматизировать процедуру учета льготных категорий граждан. Ранее неоднократно возникали споры с перевозчиками по поводу количества перевезенных льготников.
Теперь эти цифры должны стать более четкими.
Но, преследуя благую цель, власти не смогли в полной мере выполнить свою обязанность по информированию населения.
А вопросов, как мы уже поняли, у льготников накопилось множество.
– В сложившейся ситуации необходимо искать и обязательно найти разумное решение, – считает Петр Андреевич Б. – Продление срока введения электронных проездных можно только приветствовать. Но почему в очередной раз всё было сделано в соответствии с печальными административными традициями, а не по уму?
Поехали?
Перевозчики тоже не в восторге от инициативы власти. Для них ЭСПД мог упростить процедуру подсчета перевезенных льготников и тем самым нивелировать
конфликты и споры о размерах дотаций.
Индивидуальный предприниматель Елена КРАСНОВСКАЯ, обслуживающаямаршрут № 3, говорит, что введение системы ЭСПД лишь добавит проблем:
– Наши мнения и пожелания не были учтены властями. Конечно, систему надо вводить, но не с бухты-барахты, а после цивилизованного обсуждения. Власти же
просто поставили всех перед фактом.
Перевозчик Алексей КИРСАНОВ (маршрут № 13) отмечает, что сейчас весьма неудачное время для инновационных внедрений. Мало того, что из-за колебаний
курса валют существенно возросли траты на запчасти для импортных автобусов, которые повсеместно используются в Перми, так и сам бизнес теперь приносит
мизерную прибыль. Но даже ее перевозчики могут потерять из-за внедрения валидаторов (см. фото). И в этом случае о модернизации автопарка можно будет забыть.
Смущает перевозчиков и тот факт, что валидаторы поставляет только одна фирма и предлагает устройства одной ценовой категории. Предприниматели как никто
понимают, что в условиях здоровой конкуренции можно было бы выбрать более подходящие предложения и таким образом оптимизировать расходы. Но этой возмож-
ности бизнесменов лишили, навязав строго определенного поставщика.
Также перевозчики сомневаются в эффективности таких устройств. Алексей Кирсанов отмечает, что возрастет нагрузка на кондукторов, ведь им придется менять
батарейки в валидаторах, следить за их исправностью и т.п. Особенно сложно это будет делать в час-пик, когда на обслуживание одного пассажира есть всего лишь
несколько секунд. Некоторые перевозчики откровенно говорят о том, что не собираются внедрять систему. Элементарно нет денег и желания, так как обслуживаемые
маршруты немноголюдны.
Техническая отсталость
Интересно, что даже при введении электронного проездного остается требование иметь при себе документ, подтверждающий наличие льгот – в отличие от автоматизированной системы «Один билет», действующей на автобусных маршрутах Перми с 2014 года.
По мнению генерального директора ООО «Прокарт» (оператор системы «Один билет») Дениса ГВОЗДЕВА, это просто нелогично. «На карту можно легко нанести
все необходимые данные для идентификации человека», – отмечает он.
Кроме того, изготовление электронной карты обычно занимает две-три недели. Поэтому, по мнению Дениса Гвоздева, срок в 30 дней при наличии необходимого адми-
нистративного ресурса вызывает вопросы.
Да и на период изготовления ЭСПД льготникам можно было бы выдавать временный проездной.
Итак, пока неясно, чем обернется внедрение новой системы и как долго продлится ее существование. Примут ли перевозчики правила игры администрации
или в качестве протеста массово откажутся от использования валидаторов.