№33 (960) 22 августа 2017 года (PDF)

«Без работы себя не мыслю!»

№33 (960) 22 августа 2017 года

Герой нашей рубрики – почти бессменный директор Чайковской художественной галереи Антонина КАМЫШЕВА.

 

 

Имя Антонины Камышевой, заслуженного работника культуры РФ, неразрывно связано с Чайковской художественной галереей. 43 года из 46-ти, что существует галерея, Антонина Абрамовна стоит у ее руля. За это время музейный фонд вырос в сотни, если не в тысячи раз, а слава о Чайковской галерее разлетелась далеко за пределы Пермского края.

В детстве Антонина мечтала быть капитаном корабля, но после школы отправилась в педагогический институт, где получила специальность преподавателя педагогики и психологии. Отработав в сфере образования более десяти лет, Антонина Абрамовна пришла работать в галерею хранителем.

– Я всегда была неравнодушна к изобразительному искусству, – вспоминает она. – У меня была масса подборок, репродукций – в советское время они были очень доступны. К работе приступила с большим удовольствием, а когда на второй год меня вызвали в горком партии и предложили возглавить галерею, я, честно говоря, сильно испугалась. Предложение показалось мне невероятно ответственным. Я не была уверена, что справлюсь. Мне дали немного времени подумать. И я все-таки согласилась. 

Постигая музейное дело, я оценила отсутствие перспектив формирования коллекции и достаточно быстро осознала необходимость пополнения собраний. Благодаря этому галерея избежала участи «мертвого» музея. 

 

«Без пополнения музей погибнет»

 

Чайковская художественная галерея была создана в 1970 году на основе дара московского коллекционера А.С. Жигалко. Он был ценителем изобразительного искусства и в течение всей своей жизни собирал произведения живописи, графики, скульптуры, а в 1969-м подарил их молодому городу на Каме. 

За годы своего существования галерея никогда не имела в бюджете статьи на приобретение художественных произведений, а значит, не имела и перспектив развития. Антонина Камышева изменила этот вектор, активно подхватив заложенную Александром Жигалко традицию даров. 

– Галерея сохраняет свою уникальность, – говорит она. – Мы по-прежнему остаемся музеем даров, но это невероятно трудно, потому что кроме энтузиазма любой музей должен непременно иметь в статье своих расходов средства на приобретение картин. За 46 лет их как не было, так и нет. Выход один – связываться с художниками Перми, Ижевска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. Крепкие личные связи и заинтересованная помощь мастеров успешно работают и сегодня. 

Дружба и плодотворное сотрудничество Антонины Камышевой с художниками из других городов начались в 1993 году. Тогда свои первые картины подарил Игорь Рубан, заслуженный художник России, посвятивший свое творчество полярным областям нашей планеты. Сегодня под его работы отведен целый этаж галереи. Художник имеет всероссийскую известность. Его работы есть более чем в сорока музеях, в том числе Государственной Третьяковской галерее и музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

После смерти художника Антонина Абрамовна продолжила общение с его сыном, и тот познакомил ее с московскими авторами. Возвращаясь из столицы после встречи с ними, она привезла в родной город пятитонный контейнер живописи и графики. 

А через три года Антонина Камышева завязала дружеское общение с художниками Санкт-Петербурга. Это позволило значительно увеличить музейное собрание и познакомить жителей и гостей Чайковского с произведениями петербуржцев. Многие из них присутствовали лично на открытии выставок. Так, фонд галереи пополнился работами классиков отечественного искусства, имеющих европейскую и мировую известность, а чайковцы получили дополнительную возможность прикоснуться к прекрасному. 

С годами связь Чайковской галереи с питерскими художниками настолько окрепла, что Антонина Абрамовна приезжала в северную столицу с визитом дважды в год, и каждый раз возвращалась с дарами. Чаще привозила произведения искусства с собой, поездом, но и администрация города и района шесть раз выделяла транспорт для доставки экспонатов из Санкт-Петербурга.

– За двадцать с лишним лет более ста питерских художников подарили нам тысячи работ живописи и графики, экспонатов прикладного искусства. Благодаря моему личному вкладу и их душевной щедрости нам удалось пополнить собрание галереи замечательными произведениями. Это делает нам честь, как любому столичному музею. Нам есть чем гордиться и что показывать. 

В начале 2000-х Антонине Абрамовне удалось наладить контакты с известными художниками Екатеринбурга и Москвы. В результате фонд галереи пополнили более сотни предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые были представлены в экспозиции и на передвижных выставках.

Сотрудничество продолжается и с семьями ушедших из жизни авторов. 

– Нам приятно, что люди уходят из наших залов с огромным чувством удовлетворения, – говорит Антонина Абрамовна. – Недавно, например, мы принимали Нинель АЛЕКПЕРОВУ, президента благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ», с группой артистов Большого театра, и они были просто очарованы тем, что увидели. Им очень понравилась наша коллекция, то, как мы ее формируем и подаем зрителю. Такой отзыв очень вдохновляет на дальнейшую работу и позволяет забывать о сложностях, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Ведь мы, как и прежде, всё делаем на голом энтузиазме, в отсутствии средств не только на организацию выставок, но и на развитие учреждения. Правда, справедливости ради хочу сказать, что глава района Юрий ВОСТРИКОВ поддержал ряд наших проектов в плане технического оснащения.

 

«Семья – моя опора»

 

Для того чтобы продержаться столько лет на одном рабочем месте, нужна не только большая любовь к профессии и коллективу, но и поддержка близких людей, семьи. Ведь именно они бывают рядом в непростые минуты и могут помочь: словом и делом. Например, супруг Антонины Абрамовны всегда очень поддерживал ее стремление комплектовать галерею. 

– У нас небольшие зарплаты и командировочных нет, и не было в принципе, поэтому я всегда откладывала деньги на поездки с зарплаты, – рассказывает Антонина Камышева. – Муж об этом прекрасно знал, но упреков от него по этому поводу я никогда не слышала. Напротив, когда, бывало, сильно уставала на работе, он говорил: «Давай, собирайся в Петербург!». Он видел, в каком состоянии я возвращалась оттуда, видел мои счастливые глаза. Чутко улавливал эту разницу, знал, что я готовила новые знакомства, заводила связи, мечтала о новых работах. Понимал, что это дорогого стоит. Когда держишь в руках какое-нибудь сокровище и знаешь, что скоро оно появится в нашей галерее, – ни с чем несравнимое состояние! 

В этом году Антонина Камышева отметила свой 76-й день рождения. Дети уже не первый год интересуются у нее, когда она отправится на заслуженный отдых. 

– У меня самой такого желания не возникает, – на полном серьезе отвечает Антонина Абрамовна. – Пока есть здоровье, пока меня тут держат, буду работать – 

без работы себя не мыслю. На ближайший год передо мной стоит еще много задач, которые я должна решить – с Божьей помощью. 

КСТАТИ




Чайковская художественная галерея – учреждение уникальное, ее часто называют «галереей даров», так как в фондах нет ни одного произведения, приобретенного за деньги. В 2015 г. галерея вошла в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России», а в 2016-м успешно подтвердила свое нахождение в нем.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка