Олег Демченко то ли в отпуске, то ли в командировке. Вместо него на лобное место предстояло выйти зампреду Алексею Чибисову. Спасай, брат, братство Кольцово! |
|
|
Заместитель председателя краевого правительства Алексей Чибисов делал длительные паузы, тщательно подбирал слова, тяжко вздыхал под пристальными взглядами депутатов и видеокамер на пленарном заседании Законодательного собрания. Еще бы! Он здесь единственный (почти) обладатель тайного знания о магическом артефакте – Меморандуме.
Меморандум о реализации проекта по строительству нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта Большое Савино – это тот самый инвестиционный меморандум, наличие которого правительство края долго отрицало и скрывало от депутатов, общественности и надзорных органов, пока не проговорился министр транспорта Владимир МИТЮШНИКОВ. До последней недели содержание документа было известно лишь узкому кругу негласного «Братства Кольцово».
Аэропорт сдал – аэропорт принял
Чиновники не ищут легких путей, а придумывают многоходовые схемы, мотивируя это защитой госсобственности, но в результате этой защиты государство полностью лишается этой самой собственности. Судите сами.
Исторический документ со стороны Пермского края подписан заместителем председателя правительства Олегом ДЕМЧЕНКО, со стороны ОАО «Международный аэропорт Пермь» – генеральным директором Эдуардом КОШЕНСКОВЫМ.
Со стороны ОАО «Кольцово-Инвест» меморандум подписал Евгений ЧУДНОВСКИЙ, который с 2006 года работает в Группе компаний «Ренова», а с 2008-го является членом Совета директоров ОАО «Аэропорт Кольцово».
Согласно документу, до конца 2015 года ОАО «Кольцово-Инвест» должно построить новый современный аэропорт пропускной способностью более 2 млн чел. в год.
ОАО «Кольцо-Инвест» обязуется инвестировать в новый аэропорт более 11 млрд руб. до 2035 года.
Некоторые положения меморандума уже начали реализовываться. Так, создана промежуточная юридическая структура – ОАО «Большое Савино-Терминал» (ОАО «БСТ») с уставным капиталом 100 тыс. руб., поделенным на 100 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая. Учредители ОАО «БСТ» – Аэропорт с долей 26% и Инвестор с долей 74%. Совет директоров ОАО «БСТ» должен состоять из 5 членов, 4 из которых – представители Инвестора и лишь один – представитель Аэропорта. Генеральным директором будет назначаться представитель Инвестора.
Как видим, контроль краевого правительства здесь уже потерян.
Инвестор должен предоставить ОАО «БСТ» заемное финансирование «на срок не менее 11 месяцев по ставке не более 10% годовых с выплатой процентов по окончании срока займа» для «срочного начала реализации Проекта».
До 1 июля (уже не успели, скорее всего, срок сдвинется до 1 сентября) 100% акций Аэропорта должны быть включены в Прогнозный план приватизации государственного имущества. Акции будут внесены в уставный капитал сомнительного ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края» (АСИ). А уже к 31 декабря 80% акций Аэропорта должны быть внесены в АСИ.
Не позднее 20 января 2014 года край должен обеспечить принятие решения об увеличении уставного капитала Аэропорта путем дополнительной эмиссии обыкновенных акций, которые будут размещены посредством закрытой подписки в пользу Инвестора. Дополнительную эмиссию обязан оплатить Инвестор средствами 1,050 млрд руб. и своим пакетом акций ОАО «БСТ». При этом доля Инвестора в уставном капитале составит не менее 50% плюс 1 акция и не более 75% минус одна акция.
По окончании полного строительства нового терминала ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края» обязуется продать оставшиеся 25% Инвестору по заранее установленной цене, но не менее цены размещения дополнительных акций Аэропорта плюс премия в размере 10%. Передача акций и их оплата Инвестором будут осуществляться после 31 декабря 2015 года, по итогам чего ОАО «Кольцово-Инвест» будут принадлежать 100% акций Аэропорта.
Подлеты, подвозы и подскоки
Члену Братства Кольцово Алексею ЧИБИСОВУ пришлось расслабить галс-тук, но не ослабить оборону. Хотя стратегия защиты выбрана неудачно: смотрелся зампред нелепо, отвечал невпопад. Так, на вопрос о том, какие обязательства несет Пермский край, ответил: «Мы должны обеспечить защиту интересов своей собственности, обеспечить осуществление обязательств инвесторов». И добавил: «Для того инвесторов и ищут, чтобы самим ничего не делать».
По словам Чибисова, защита интересов края заключается в том, что выбран не просто инструмент реализации акций на аукционе, а сложный план приватизации с временным размещением акций в Агент-стве содействия инвестициям, полный же выкуп акций возможен только после завершения инвестиций.
Взволнованность депутатов вызвала и версия, что пермский аэропорт может стать лишь аэропортом подлета, и прямые рейсы пермякам станут недоступны. Депутат Елена ГИЛЯЗОВА поделилась своими переживаниями: «Для собственника аэропортов в Кольцово и Большом Савино будет выгодно организовывать перевозки таким образом, что аэропорт в Савино будет подлетным. Отмена прямых рейсов ограничит передвижения граждан».
«Не имеет смысла вкладывать 4 млрд руб., чтобы делать аэропорт запасным, – выставил аргумент Чибисов. – Я вообще не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите слово «подлетный».
Вопрос депутата Юрия ЕЛОХОВА «Еще до проведения конкурса возглавлять пермский аэропорт назначены бывшие сотрудники Кольцово?» поставил зампреда в очередной тупик. «Может быть», – коротко ответил Чибисов.
Приведенная нами выше многоходовка (начиная со смены директора аэропорта), повышенная секретность, кулуарное начало реализации меморандума – факты, которые могут стать основой версии о «сливе» пермского аэропорта в угоду соседям из Екатеринбурга. Тем более, согласно меморандуму, инвестор самостоятельно определяет сроки строительства. Стройка может и не начаться.
Существуют вполне обоснованные опасения, что ситуация может развиваться не в пользу Перми, скажем, как в Челябинске. С 2006 года аэропорт Кольцово открыл автобусный маршрут до Челябинска. Таким образом, менеджеры екатеринбургского аэропорта увеличили территорию охвата пассажиров за счет конкурентов, ООО «Новапорт» (входит в группу компаний AEON Corporation). В Кольцово для этих целей были созданы автовокзал и автотранспортное предприятие «РусАвиаАвто». Предприятие осуществляет подвоз пассажиров до рейсов из Екатеринбурга.
Пора уже оставить иллюзии и не надеяться на «социально ответственный бизнес с человеческим лицом». Топ-менеджеры холдинга «Аэропорты Регионов» постараются по максимуму нагрузить существующую инфраструктуру в Кольцово, увеличивая трафик. Только так можно снизить себестоимость эксплуатации аэропорта и получить максимальную прибыль.
А Пермь может стать аэропортом подлета, и многие прямые и выгодные рейсы будут переведены в Екатеринбург. Вот и весь «меморандум» – бесконечный пермский эпос про маргинальность и вторые роли по отношению к уральскому соседу.
Но нам-то нужен нормальный аэропорт! Может, мы его сами построим?
справка «ПО»
ГКУП «Пермские авиалинии» в марте было приватизировано и преобразовано в ОАО «Международный аэропорт Пермь» с уставным капиталом 272 656 000 руб. Генеральным директором предприятия назначен Эдуард КОШЕНСКОВ, до этого исполнявший обязанности руководителя «Пермских авиалиний», а ранее возглавлявший Управление
Госавианадзора в УРФО. Председателем совета директоров ОАО «Международный аэропорт Пермь» назначен зампред правительства Пермского края Олег ДЕМЧЕНКО.
В 2012 г. аэропорт Большое Савино принял 994 050 пассажиров (прирост 13,6%). На внутренних линиях из аэропорта отправлено 646 739 чел. (+4,9%), в международном направлении – 347 311 чел. (+34,6%). Для сравнения: международный аэропорт Кольцово (входит в холдинг «Аэропорты регионов», стратегический инвестор ГК «Ренова») обслужил в 2012 г. 3 783 069 чел.
комментарии
Геннадий ТУШНОЛОБОВ, председатель правительства Пермского края:
– Официально заявляю: говорить пока не о чем. Грамотным, правильным языком можно будет говорить тогда, когда будет утвержден план приватизации. Тогда будет и легитимность Меморандума. Пока ЗС план приватизации не утвердит, всё это предварительные документы, в которые могут вноситься изменения. И никто их не засекречивал. Это переписка, о переписке мы не будем кричать на каждом углу.
Антон УДАЛЬЕВ, и.о. руководителя Пермского УФАС России:
– Меморандум как документ в широком смысле не предполагает передачу прав на распоряжение акциями инвестору. Однако в данном документе имеются признаки нарушения статьи 16 «Закона о конкуренции», то есть факты сговора или согласованных действий между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, которые влекут ограничение конкуренции.
Вадим ЧЕБЫКИН, депутат ЗС (фракция КПРФ):
– Чтобы не жить в мире иллюзий и ожиданий, надо работать по отработанным годами схемам. Хотите расстаться с активами, расставайтесь с ними по экономической модели: на пике, на хорошей цене.
На самом деле, аэропорт можно построить, он может быть государственным, в краевой собственности. Закладываем же мы на оперный театр 7 млрд рублей! На аэропорт надо меньше средств, но он будет приносить дивиденды в казну. Как бассейн «Олимпия», которая стала лучшим из предприятий по доходности из всех с краевой долей.