№25 (626) 22 июня 2013 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№25 (626) 22 июня 2013 года | откровенный разговор
Екатерина ОБОРИНА

Театральный управдом


Так называет себя наш гость – исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалев.

– Читатели задают вопрос, какова зарплата художественного руководителя театра Теодора КУРЕНТЗИСА? По закону зарплата руководителей бюджетных учреждений не должна превышать зарплаты рядовых сотрудников более чем в 5 раз.

– Он гений, и равных ему по таланту в мире немного. Перми повезло, что он у нас оказался. Поэтому скажу так: его зарплата сопоставима с его талантом. С ним заключен персональный контракт (оклад плюс доплаты из краевого бюджета). Но за границей ему платили бы больше! Ему поступило предложение возглавить в Москве театр «Новая опера». Предлагали возглавить и мадридскую оперу. Но, слава богу, он отказался.

…Да, он человек сложный. Но ни один приличный театр не обходится без диктатуры. Когда он в Дягилевской гимназии записывал диск со своим оркестром, причем ночью, чтобы музыке ничто не мешало, то ставил скрипачей на стулья, чтобы баланс музыки был такой, какой ему нужен, и они всю ночь играли стоя!

Но когда сидишь в зале, и от музыки у тебя комок в горле, это что-то невообразимое!.. Я знаю двух женщин –  из Новосибирска и Красноярска приезжают в Пермь на концерты Курентзиса. Это ведь о чем-то говорит?!

– Сколько времени Курентзис проводит в театре?

– По договору – три месяца в году. Но для работы в Перми он отказался от хорошего контракта в «Ковент-Гардене», чтобы с американским режиссером Питером СЕЛЛАРСОМ сделать у нас «Королеву индейцев». О дальнейших своих планах он сказал, что если в нашем театре когда-нибудь начнется реконструкция, то он останется в Перми.

– А каковы зарплаты рядовых артистов?

– В театре существует некое социальное неравенство, это правда. Если сравнивать зарплату музыкантов из оркестра MusicAeterna и театрального оркестра, то они разнятся на порядок. Это неправильно, поэтому мы обратились в правительство Пермского края с просьбой не уменьшать зарплаты Курент-зиса и его музыкантов, а увеличить зарплаты остальным музыкантам.

Оклады, кстати, одинаковые по всей России – копеечные, от 3 до 5 тысяч. Как можно платить артисту, имеющему высшее образование, 3 тысячи? Поэтому мы добавляем разные надбавки, премии. Солисты балета, а это наша гордость, получают от 50 до 80 тысяч. Это приличная, в общем-то, зарплата. Нескольким нашим артистам звонили из Мариинки, но мы смогли удержать их зарплатой.

– Билеты на спектакли не самые дешевые, на некоторые и не достать…

– Возьмем последнюю премьеру – балет «Ромео и Джульетта». Нам говорят:

3 тысячи рублей в партере – это очень дорого. Но, ребята, мы вложили в спектакль миллион евро, мы должны эти деньги как-то возвращать! Не заработать прибыль, а хотя бы вернуть обратно!.. На «Лебединое озеро», например, билеты в партере по полторы тысячи. Галерка – по 100 рублей…

Если уж заговорили о балете: в России, на мой взгляд, сейчас два приличных хореографа. Это наш Алексей МИРОШНИЧЕНКО и Слава САМОДУРОВ из Екатеринбурга. Других таких в России больше нет. И мы рады, что у Алексея всё в нашем театре получается. Именно он предложил Теодору постановки «Свадебки» и «Форсайта». За «Свадебку» мы в этом году получили «Золотую маску», надеемся, что в будущем году получим и за «Форсайта».

– С какими российскими театрами наш театр может сравниться?

– Наверное, только с новосибирским. Мариинка и Большой – это как отдельные государства. В Большом штат – 5 тысяч человек. Там многие солисты даже на сцену никогда не выходили. Татарский театр близок к нашему, но там много национальной тематики.

Некоторые зарубежные театры больше напоминают наши дворцы культуры. Во многих нет даже собственной труппы. Причем все они работают по системе «стаджионе» – когда есть здание театра, проводится кастинг, набирается труппа, репетируют месяца полтора, и сколько спектакль может идти, столько он и идет. Мы пытались внедрить эту систему, но она у нас не прижилась.

– Чем закончилась история с танцовщиками, которых хотели забрать в армию?

– В советское время в каждом музыкальном театре был лимит на десять артистов балета. Потому что в училище их учат одному искусству, а в армии они будут ходить в кирзовых сапогах, и там совсем другие танцы. Артистами балета после армии они точно не будут.

После распада Союза мы разными путями уходили от армии, но это не могло длиться вечно. К счастью, руководство края пошло навстречу, и мы стали первым театром в России, где солисты балета проходят воинскую альтернативную службу в театре.

– Кого сейчас в театре больше: артистов из других городов или пермских?

– За всех не скажу, но думаю, что

пермских больше. А артистов балета – пятьдесят на пятьдесят.

– А где живут не пермские?

– Большинство в общежитиях – на Горького, Плеханова и Сибирской. И как ни прискорбно осознавать, часто артисты выходят на пенсию, а живут в общаге. Мы пытались их выселить, но они говорят: «А куда мы пойдем? На Пермь II?»

– «Театральный» дом на Горького, 5 строится уже 13 лет. Когда же, наконец, эта эпопея закончится?

– В конце этого года строительство будет закончено. Подрядчики никак не могут закончить подземный гараж, крыша которого является придомовой территорией. На окончание стройки необходимо 9,8 млн руб. 1,8 у нас уже есть. Остальные будут получены, скорее всего, из внебюджетных фондов.

– А как обстоят дела с реконструкцией театра?

– Официально это называется так: «Строительство новой сцены и реконструкция исторического здания под приспособление его под современное использование».

Это моя боль. Зачем нужна новая

сцена? Театру 140 лет. Сцена была сделана для городского театра, она идеально подходит для оперы, но не для балета. Балерина должна делать три-четыре прыжка, а у нас она делает два и упирается в стену. Нужна новая сцена. Где ее строить? Допустим, в Разгуляе. Но это уже был бы театр оперы и балета номер два.

А театр должен быть один. Сейчас мы по ул. Советской проектируем новый театр, со сценой, которая почти в 2 раза больше нынешней. Старый зал на 843 места, новый – на 1100.

Сейчас у нас два балетных класса, будет пять. Два больших репетиционных зала для оркестра. Но – это всё будет. А жить надо сегодня. У нас была цель – 15 ноября 2015 года сыграть первый спектакль. И мы бы его сыграли! А сейчас я для себя поставил задачу – к 150-летию театра построить новое здание. Это было бы большим праздником!

– Сколько будет стоить новый театр и реконструируемый старый?

– Первоначальная цена была 3 млрд. Потом захотели построить лучший театр в Европе. И понеслось – 5,6 млрд, потом 6, сейчас 6,9. Проект отдан на государственную экспертизу. Уже прошли историко-архитектурную, археологическую, сейсмологическую, гидрологическую, анализ вырубки деревьев – 118 деревьев попадают в зону вырубки. Но где в нашем городе можно строить и не вырубать деревья?

Еще одна проблема – парковка. Сейчас ни одной машины перед театром нет. Там должны ходить мамы с колясками, дети.

Губернатор Виктор БАСАРГИН дал задание сити-менеджеру Анатолию МАХОВИКОВУ сделать проект подземной парковки на 200 машин – двухуровневый гараж. Заезд с ул. 25 Октября, выезд – на Сибирскую. Следующий год уйдет на проект, в 2015-м парковка будет сделана – независимо от того, будет строиться новый театр или нет. Цена вопроса – 300 млн руб.

– Что важнее: новое здание галереи или оперного театра?

– Однозначно – галерея, ведь у них вообще нет своего здания.

– Как оцениваете итоги уходящего сезона?

– Год прошел не напрасно. Мы провели Дягилевский фестиваль. Никогда не получали столько «Золотых масок». Великолепные премьеры: «Свадьба Фигаро», «Форсайт», «Ромео и Джульетта», «Малахитовая шкатулка», автор ее музыки Дмитрий БАТИН – находка для театра. Уверен, что он будет классиком.

Не менее сложным будет следующий сезон. Его начало ознаменуется «Королевой индейцев». Много будет зарубежных поездок: с «Королевой» и балетом едем в Мадрид, на полтора месяца – во Францию.

– Артисты обижаются, что им званий не присваивают.

– Да пусть уж отменят все звания, что ли!.. Документы на Наталью МОИСЕЕВУ ходят уже два года. Документы не принимаются по формальным признакам. Положено два человека в год. А Большой и Мариинка штампуют звания направо и налево. Почему артист балета не может получить звание, проработав в театре 15 лет? Получается – звание к пенсии? Все обижаются, и я обижаюсь. Хотя звания теперь ничего не дают артистам.

справка «ПО»

ПИЧКАЛЕВ Анатолий Евгеньевич род. в 1953 г. в Перми. В 1976 г. окончил ППИ (ПГТУ) по специальности «инженер-механик химического оборудования». Работал три года в НИИ Химпроект. 1978-1981 – директор студклуба ППИ. 1981-1983 – зам. директора Пермской филармонии. 1984-1987 – зам. директора Пермского цирка. 1987-1998, Пермский драмтеатр: зав. постановочной частью, зам. директора, директор-распорядитель.


1998-2002 – директор Пермского театра оперы и балета. 2002-2003 – директор Пермского театра драмы. 2003-2005 – директор санатория «Демидково». В 2010-м вновь назначен исполн. директором Пермского театра оперы и балета. С марта 2011 г. – председатель Пермского отделения Союза театральных деятелей.

 

Просмотров: 3408


Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Добавлено: 24.06.13 | Автор: 
29, 30 июня в 16.00, 1, 2, 3 июля в 18.00 в Центре \"Новый Образ\" по ул. Пермская (Кирова), 31 состоятся встречи с монахом и ученым Шрипад Бхактиведантой Шуддхадвайти Махараджем. Вход свободный!
Добавлено: 24.06.13 | Автор: 
Зачем нужно вообще это искусство - балет? Кто-то подумал? Гельмановщина 20 века.
Добавлено: 24.06.13 | Автор: 
Балет был нужен как противовес вере в бога. Вот большевики им и размахивали и в каждом губренском городе теперь балет.
Добавлено: 24.06.13 | Автор: 
Балет как искусство сохраниться до тех пор, пока мы будем рассеянами-придурками. Как только мы будем русскими, балета не будет.
Добавлено: 24.06.13 | Автор: 
Поэтому трындите, господин Пичкалев. Пока у власти комсомольцы-коммуняки вроде Шубина, т.е. СССРовские могильщики, но с мозгами \"советских людей - россиян\".
Добавлено: 24.06.13 | Автор: 
Как только наступит более или менее крупный кризис (военный, экономический)и надо будет призывать народ к корням,
Добавлено: 24.06.13 | Автор: 
к русским корням, национальным - вера в бога, самопожертвование, много можно говорить, балет смоет за один день.
Добавлено: 26.06.13 | Автор: 
К русским корням или к славянским??? Гитлер указывал на истребление славянских народов, не разделяя на украинцев, белорусов, сербов, русских, болгар.
Добавлено: 26.06.13 | Автор: 
Поднимите зарплату артистам хора! Многие с консерваторским образованием,одновременно солируют, проработали в театре более 10 лет а оклад - 4570, что ниже прожиточного минимума.
Добавлено: 27.06.13 | Автор: 
Тигрица врет: к 4 тыс. надбавки всякие тыщ 20
Добавлено: 28.06.13 | Автор: 
10 июля 2013 г. в 18.00 на конечной остановке автобуса маршрута № 5 \"НПО \"Биомед\" состоится сбор участников Праздника Бога Купалы, проводящегося по ведической традиции. Праздник трезвый и вегетарианский! Вход свободный!
Добавлено: 28.06.13 | Автор: 
Надбавки? 20 % за выслугу от 4500, по 2 сотенке за репетицию. Сейчас надбавки сняли.3 тыс. аванс, 8 тыс.- окончательная. И верно: дискриминация.
Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
Репортаж
комментарии недели
откровенный разговор
региональный туризм
ну и ну
расследование
городская среда
технологии
свершилось
колонка редакции
наша история

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта