До конца 2013 года в Перми продлена программа межрегиональных авиаперевозок по Приволжскому федеральному округу. Стартовала программа 1 апреля, тогда же из Перми перестала летать компания Lufthansa, и международных рейсов больше не становится.
Пермский край осуществляет субсидирование программы межрегиональных авиаперевозок по ПФО. Из краевого и федерального бюджетов оплачивается половина стоимости билета. Перевозки осуществляются на маленьких самолетах вместимостью 8-19 чел.
В 2012 году авиарейсами по ПФО перевезено порядка 35 тыс. чел., а с начала 2013-го – 38 тыс., правда, федеральное правительство рассчитывает на рост до конца года – до 170 тыс.
В краевом бюджете на 2013 год на субсидирование билетов по ПФО предусмотрено 28,5 млн руб., плюс столько же выделяет федеральный бюджет. Краевые власти рассчитывают компенсировать половину стоимости 8 тыс. билетов. Пока с начала года перевезено по Перми в рамках ПФО порядка 3 тыс. пассажиров.
На фоне годового внутреннего пассажиропотока Перми (646 739 чел. в 2012 году) эти цифры выглядят незначительными, но перед правительством стояла задача – обеспечить саму возможность летать из Перми в соседние города.
Полетели
Цены, несмотря на субсидирование, трудно назвать низкими – выходит дороже, чем в купе поездом, хоть и быстрее. Средняя цена билета без субсидии – 7 тыс. руб. (туда и обратно).
Судя по первым результатам, массового интереса программа не вызвала, но авиакомпаниям достаточно и тех, кто готов заплатить эту цену.
Авиакомпания «Татарстан», осуществляющая перелеты до Казани, считает реализацию программы успешной и планирует ее расширение. Руководитель пресс-службы авиакомпании Гульназ МИННИХАНОВА сообщила: «По рейсам ПФО ожидается увеличение их частоты и открытие новых маршрутов. Пока нет точной информации, в какие именно города. Утвержденное расписание будет чуть позже».
Консультант пресс-службы департамента информационной политики администрации губернатора Пермского края Ольга СТЕПАНЕНКО подтвердила, что в сентябре планируется открытие авиарейсов до Нижнего Новгорода. Недавно было запущено направление до Ульяновска.
Загрузка воздушных судов, выполняющих межрегиональные рейсы, составляет в среднем около 60% (по отдельным направлениям до 86%). Есть и такие рейсы, загрузка которых не превышает и половины. А ведь аэропорт – международный!
Спрос на авиаперевозки в Пермском крае растет: за восемь месяцев года услугами аэропорта воспользовались 759 885 пассажиров (на 17% больше, чем в аналогичный период 2012 года). На внутренних рейсах обслужено 482,5 тыс. чел. (рост 13%), на международных – 277,3 тыс. чел. (рост 25%).
После строительства аэропорта предполагается увеличить пропускную способность до 1,5-2 млн пассажиров в год, в этом году – до 1 млн 200 тыс., за весь 2012 год услугами пермского аэропорта воспользовались 994 тыс. пассажиров.
Пресс-секретарь «Международного аэропорта Пермь» Юлия ОТРАДНОВА рассказала, что наибольшим спросом пользуются рейсы в Москву, куда летят по делам, в отпуск, а также совершают пересадку на рейсы в другие страны. Цены варьируются в зависимости от авиакомпании, даты рейса, количества свободных мест в самолете.
Сергей БЫХАЛ, директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро», сообщил, что с начала зимнего сезона частота полетов компании из Перми в Москву увеличится с трех до четырех рейсов в неделю. В июне с двух до трех рейсов в день увеличила частоту полетов компания «Ю-Тэйр».
С 29 сентября компания S7 Airlines открывает четвертый рейс в Москву.
Куда угодно, но с пересадками
Главная международная по-теря аэропорта – Lufthansa – с 1 апреля перестала летать в Пермь, так как четыре года компания несла убытки. Средняя заполняемость салона составляла только 56%, а для рентабельности необходимо порядка 72%. Пермь лишилась прямого рейса во Франкфурт. В самой компании «ПО» сообщили, что в 2014 году Lufthansa может вернуться в Пермь, но точных данных пока нет.
Можно полететь в Турцию, Египет, страны постсоветского пространства. Компания «Трансаэро» выполняет рейсы в Пафос (Греция), Барселону (Испания), Хургаду (Египет) и Анталию (Турция), но только в летний сезон и не чаще, чем через 10 дней.
Из европейских столиц остается только Прага, куда осуществляются регулярные перелеты (компаниями Czech Airlines и «Татарстан»), и их число, по словам Гульназ Миннихановой, увеличивается.
Илона ТАБУРИНСКАЯ, маркетинг-менеджер компании Czech Airlines в России и СНГ, сообщила: «Мы не исключаем возможности увеличения числа рейсов из Перми в Прагу. Мы также стараемся предложить пассажирам из России, в том числе из Перми, рейсы в европейские города с удобными и комфортными пересадками в самом сердце Европы – Праге».
Многие летают за рубеж через Москву. Ирина ТРОШКОВА, переводчик с иностранных языков и преподаватель, именно таким образом и летала в Германию, Бельгию и Францию: «Из Перми можно улететь куда угодно – если с пересадками, к тому же недорого, когда билет приобретаешь за полгода до вылета».
Чем раньше приобретешь билеты, тем дешевле они могут обойтись (до полутора раз). Проблемы с пересадкой заключаются, как правило, в значительной паузе между рейсами, к тому же в случае задержки первого рейса пассажир рискует опоздать на следующий.
Студент медицинской академии Ифеани НАНА, летающий домой в Нигерию, отмечает: «Конечно, из Перми в Москву удобнее летать, чем ехать на поезде: два часа – и всё! Но мне гораздо удобнее было бы летать домой, если бы был прямой рейс из Перми в Стамбул».
В компании «Аэрофлот» сообщили, что открытие прямых международных рейсов из Перми не планируется, поскольку перелет возможно совершить с пересадкой в Москве и аэропортах базирования партнеров компании по глобальному авиаальянсу SkyTeam.
Чем меньше становится международных рейсов – тем больше из Перми летают через Москву (есть и те, кто до Москвы предпочитают добираться поездом). Для аэропорта со статусом международного – это не лучший показатель.
Отметим, что из соседнего Екатеринбурга можно летать в Рим, Амстердам, Гонконг, Стамбул, Хельсинки, Пекин и другие города.
Из аэропорта – с комфортом
Летом у пермского аэропорта появился официальный автоперевозчик. В тендере приняли участие пять компаний, победителем стало «Альфа-Такси». Среди критериев отбора были состояние автопарка (количество и техническое состояние автомобилей, в том числе бизнес-класса, их «возраст»), опыт работы водителей и репутация компании, стоимость услуг для пассажиров.
«Альфа-Такси» стало лучшим вариантом для перевозок пассажиров. На обслуживание аэропорта компания выделила 20 новых автомобилей Kia Rio, оборудованных таксометрами, специальными радиостанциями, системой GPS-мониторинга и терминалами для безналичной оплаты – целый ряд нюансов для удобства клиентов.
Надпись на автомобилях гласит, что «Альфа-Такси» – официальный перевозчик аэропорта Пермь. Пассажиров по громкой связи оповещают о наличии «Альфа-Такси», а самому перевозчику предоставили стойку в зале ожидания на первом этаже и право заезжать на линию для общественного транспорта.
По желанию клиента водитель может встретить пассажира с табличкой с указанием имени или пароля у терминала выхода из аэропорта.
Программа на завтра
Ольга СТЕПАНЕНКО по поводу продолжения субсидирования программы сообщила: «Пермский край, при условии соответствующего решения правительства РФ о субсидировании межрегиональных авиаперевозок в 2014 году за счет средств федерального бюджета, готов продолжить субсидирование за счет регионального бюджета».
Регина ПАВЛОВА, пресс-секретарь ОАО «Международный аэропорт Казань», рассказала, что в рамках программы аэропорт работает по восьми направлениям; реализацию программы оценивают положительно, рассчитывают на ее субсидирование и в 2014 году: «Многие долго ждали возможность летать в соседние регионы, а не ездить на автобусе. Популярны поездки делового и туристического характера. Мы надеемся, что субсидирование программы будет продолжено, чтобы авиакомпании могли «накатать» маршрут, а пассажиры привыкли к возможности летать. Даже если субсидирование прекратится, рейсы будут востребованы для деловых поездок, когда определяющую роль играет оперативность, а не стоимость».
В аппарате полномочного представителя президента РФ в ПФО сообщили, что в стадии разработки находится программа субсидирования на следующий год. Полпред Михаил БАБИЧ отметил, что «эффект от программы уже сегодня очевиден, и в среднесрочной перспективе его будет сложно переоценить».
Но вечно программа субсидироваться не может. Вопрос в том, как сделать эти перевозки рентабельными и перевести на самоокупаемость. Если субсидий не будет, то в Казань и обратно летать придется за
15 тыс. руб., а в Самару – почти за 20.
Связь обратно пропорциональная: при увеличении цены в два раза, вероятно, снизится спрос, и существующие рейсы могут прекратить свое существование.