Подходы к формированию краевого бюджета резко изменились.
В этом году внимание к краевому бюджету особенное по нескольким причинам – замешанное на политике (оппоненты губернатора не преминут подловить Виктора БАСАРГИНА на просчетах) и на проблемах исполнения финансовых обязательств (бюджет на 2014-2016 гг. принимают с предельным дефицитом). А главное – меняются принципы формирования бюджета.
Что было плохо
Каковы были главные бюджетные претензии к прошлому губернатору Олегу ЧИРКУНОВУ? Слишком пессимистический сценарий при формировании доходной части, в результате чего план не просто выполнялся, а перевыполнялся, но был далек от реальности. И хотя жили с профицитом, населению края от этого ничего не перепадало.
Также прошлому руководству края удавалось из года в год не тратить полностью средства, запланированные на выполнение социальных обязательств. В итоге жители ветхого и аварийного жилья, дети-сироты и другие льготные категории не расселялись, не получали положенных льгот, отрасли недофинансировались, программы не исполнялись.
Зато у прошлого губернатора оставался «запас», своеобразная «заначка Чиркунова», которую край размещал под самые смешные проценты на счетах в банках. Например, 5 млрд руб. были размещены под 3% годовых. На кого работали эти деньги? Кому пользу приносили? Уж точно не жителям края.
Что имеем сейчас
По данным Контрольно-счетной палаты Пермского края, исполнение бюджета I полугодия 2013 года свидетельствует о низком качестве планирования и низкой исполнительской дисциплине. Доходная часть не выполнена на 4%. С расходами также не гладко.
Например, средства на обеспечение жильем детей-сирот в I полугодии поступили из федерального бюджета в полном объеме (100% – 616,5 млн руб.). Использовано же было органами местного самоуправления лишь 26,2%.
В целом за I полугодие плановые расходы бюджета недофинансированы на 2,5 млрд руб.
Выплаты регионального материнского капитала произведены только 27,2% получателей; на содействие общественной, гражданской и патриотической активности молодежи потрачено только 39,3% от запланированного. Поступившие еще в начале июня средства федерального бюджета (13 млн руб.) на помощь больным раком, муковисцидозом, гемофилией и др. – не освоены.
Расходы на снижение младенческой смертности вообще не производились, хотя по плану 15,6 млн руб. должно быть потрачено на эти цели.
Полностью не оказались востребованы средства на оказание психологической помощи, в том числе по «детскому телефону доверия».
По функционально-целевому блоку «Экономическое развитие» не освоено 556,7 млн руб. от плана, из них самое низкое освоение по направлению «создание условий для развития малого и среднего бизнеса».
Не израсходовано и половины от запланированных средств на кадровую муниципальную политику, на повышение эффективности бюджетов развития муниципальных образований.
С муниципальными образованиями вообще всё сложно. Территории края смогли издержать меньше 20% средств, предусмотренных в региональном фонде софинансирования расходов (РФСР) на год. Ни рубля, ни копейки не освоили из фонда Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский районы.
По всем целевым программам в среднем уровень исполнения составил 21% от плана на год.
Повышение исполнительской дисциплины – это только одна из задач, которую надо бы поставить перед собой краевому правительству. Необходимо усиление контроля за расходованием средств, сокращение ненужных расходов. Но предпосылок к этому пока нет.
Краевое правительство и губернатор всё так же продолжают платить из бюджета средствам массовой информации за лояльность, удовлетворять прихоти депутатов Законодательного собрания по ремонту зала заседаний (кстати, у депутатов теперь будут и iPad, и отдельные планшеты Microsoft для голосования). За 8 млн бюджетных рублей будет разработана «концепция инвестиционной политики Пермского края»… Зачем? И откуда такая цена?
За 4 млн проведут мероприятия «по формированию концепции мультистратегичности Пермского края с апробацией на основе территории Кизеловского угольного бассейна». Кто-нибудь что-нибудь понял?
И таких странных расходов (одна из главных претензий к бывшему губернатору) – предостаточно в бюджете 2013 года.
Что изменится
Виктор Басаргин направил проект бюджета на 2014-2016 годы в Законодательное собрание.
Пока можно констатировать, что впервые в крае сформирован программный бюджет. Сохраняется социальная направленность. Правда, расходы увеличатся, в основном, за счет выполнения указов Владимира ПУТИНА о повышении уровня средней зарплаты работникам бюджетной сферы. Вырастут объемы финансирования инвестиционных проектов.
«Большая часть объектов уже обеспечена проектно-сметной документацией и прошла необходимые экспертизы. Это принципиальная позиция, мы долгострои создавать не будем. Очень много инфраструктурных объектов, которые волнуют население, включены в программу», – отметил председатель краевого правительства Геннадий ТУШНОЛОБОВ.
Доходная часть станет близкой к реальности. Хотя критики нового – оптимистического – подхода говорят о том, что с планируемым наполнением доходной части краю не справиться, выкручиваться придется за счет болезненного сокращения социальных расходов.
По мнению губернатора, проект получился качественным, и ничего страшного в принятии бюджета с дефицитом нет, это не грозит краю долговыми обязательствами: «Удается добиваться дополнительных доходов. Правительство края в этом направлении много работает. Как только новые доходы появляются – уже знаем, на какие цели они пойдут. Разговоры о том, что принятие бюджета с дефицитом – путь к тому, что через три года край будет работать только на проценты по кредитам, – основания под собой не имеют. Опасности кредитования власти региона и сами хорошо видят», – пояснил губернатор.
Страшен или нет дефицит – в следующих номерах «ПО» расскажут эксперты.
Ожидается, что краевые парламентарии рассмотрят законопроект в первом чтении на следующем заседании 24 октября.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МЛН РУБ.
Показатели | 2013 год (первоначально) | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
---|---|---|---|---|
Доходы | 80 783,8 | 89 967,9 | 95 233,6 | 102 145,8 |
Расходы | 88 721,9 | 103 129,7 | 109 163,4 | 117 333,6 |
Дефицит | 7 938,1 | 13 161,8 | 13 929,8 | 15 187,8 |
Новая команда управленцев края подходит к бюджету с надеждой на доходы, дефицита и долгов не боится. Но одной надежды мало. Нужен контроль за расходами и отказ от излишеств
АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА, ТЫС. РУБ.
Программа | План | Факт | % исполнения |
---|---|---|---|
КЦП развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 гг.
|
14 610,0 | 3 731,5 | 25,5 |
ДЦП «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009-2012 гг.»
|
183 088,1 (предусмотрено программой и законом о бюджете) | 0 | 0 |
ДЦП «Пожарная безопасность на территории Пермского края, обеспечение пожарной безопасности и нормативного состояния государственных и муниципальных учреждений Пермского края на период 2010-2014 гг.»
|
44 694,1 | 20 832,4 | 46,6 |
ДЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Пермском крае на 2010-2020 гг.»
|
4 900,0 | 0 | 0 |
ДЦП «Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 гг.»
|
11 620,1 | 10 613,8 | 91,3 |
ДЦП «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 гг.»
|
11 486,0 | 9 221,6 | 80,3 |
ДЦП «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 гг.»
|
259 923,7 | 247 647,2 | 95,3 |
ДЦП «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и онкологическим больным на 2011-2013 гг.»
|
187 191,6 | 166 618,6 | 89 |
ДЦП «Комплексный инвестиционный план модернизации г. Чусового на 2010-2015 гг.»
|
72 967,9 | 0 | 0 |
ДЦП «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае на 2012-2016 гг.»
|
6 380,1 | 5 381,9 | 84,4 |
ДЦП «Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 гг.»
|
9 551,6 | 3 822,4 | 40 |
ДЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 гг.»
|
99 733,4 | 3 528,9 | 3,5 |
ДЦП «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 гг. «Леса Прикамья»
|
14 223,7 | 4 249,2 | 29,9 |
ДЦП «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 гг.»
|
50 000 | 0 | 0 |