№41 (642) 12 октября 2013 года

Марш оптимистов

№41 (642) 12 октября 2013 года

Подходы к формированию краевого бюджета резко изменились.


В этом году внимание к краевому бюджету особенное по нескольким причинам – замешанное на политике (оппоненты губернатора не преминут подловить Виктора БАСАРГИНА на просчетах) и на проблемах исполнения финансовых обязательств (бюджет на 2014-2016 гг. принимают с предельным дефицитом). А главное – меняются принципы формирования бюджета.


Что было плохо


Каковы были главные бюджетные претензии к прошлому губернатору Олегу ЧИРКУНОВУ? Слишком пессимистический сценарий при формировании доходной части, в результате чего план не просто выполнялся, а перевыполнялся, но был далек от реальности. И хотя жили с профицитом, населению края от этого ничего не перепадало.


Также прошлому руководству края удавалось из года в год не тратить полностью средства, запланированные на выполнение социальных обязательств. В итоге жители ветхого и аварийного жилья, дети-сироты и другие льготные категории не расселялись, не получали положенных льгот, отрасли недофинансировались, программы не исполнялись.


Зато у прошлого губернатора оставался «запас», своеобразная «заначка Чиркунова», которую край размещал под самые смешные проценты на счетах в банках. Например, 5 млрд руб. были размещены под 3% годовых. На кого работали эти деньги? Кому пользу приносили? Уж точно не жителям края.


 


Что имеем сейчас


По данным Контрольно-счетной палаты Пермского края, исполнение бюджета I полугодия 2013 года свидетельствует о низком качестве планирования и низкой исполнительской дисциплине. Доходная часть не выполнена на 4%. С расходами также не гладко.


Например, средства на обеспечение жильем детей-сирот в I полугодии поступили из федерального бюджета в полном объеме (100% – 616,5 млн руб.). Использовано же было органами местного самоуправления лишь 26,2%.


В целом за I полугодие плановые расходы бюджета недофинансированы на 2,5 млрд руб.


Выплаты регионального материнского капитала произведены только 27,2% получателей; на содействие общественной, гражданской и патриотической активности молодежи потрачено только 39,3% от запланированного. Поступившие еще в начале июня средства федерального бюджета (13 млн руб.) на помощь больным раком, муковисцидозом, гемофилией и др. – не освоены.


Расходы на снижение младенческой смертности вообще не производились, хотя по плану 15,6 млн руб. должно быть потрачено на эти цели.


Полностью не оказались востребованы средства на оказание психологической помощи, в том числе по «детскому телефону доверия».


По функционально-целевому блоку «Экономическое развитие» не освоено 556,7 млн руб. от плана, из них самое низкое освоение по направлению «создание условий для развития малого и среднего бизнеса».


Не израсходовано и половины от запланированных средств на кадровую муниципальную политику, на повышение эффективности бюджетов развития муниципальных образований.


С муниципальными образованиями вообще всё сложно. Территории края смогли издержать меньше 20% средств, предусмотренных в региональном фонде софинансирования расходов (РФСР) на год. Ни рубля, ни копейки не освоили из фонда Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский районы.


По всем целевым программам в среднем уровень исполнения составил 21% от плана на год.


Повышение исполнительской дисциплины – это только одна из задач, которую надо бы поставить перед собой краевому правительству. Необходимо усиление контроля за расходованием средств, сокращение ненужных расходов. Но предпосылок к этому пока нет.


Краевое правительство и губернатор всё так же продолжают платить из бюджета средствам массовой информации за лояльность, удовлетворять прихоти депутатов Законодательного собрания по ремонту зала заседаний (кстати, у депутатов теперь будут и iPad, и отдельные планшеты Microsoft для голосования). За 8 млн бюджетных рублей будет разработана «концепция инвестиционной политики Пермского края»… Зачем? И откуда такая цена?


За 4 млн проведут мероприятия «по формированию концепции мультистратегичности Пермского края с апробацией на основе территории Кизеловского угольного бассейна». Кто-нибудь что-нибудь понял?


И таких странных расходов (одна из главных претензий к бывшему губернатору) – предостаточно в бюджете 2013 года.


 


Что изменится


Виктор Басаргин направил проект бюджета на 2014-2016 годы в Законодательное собрание.


Пока можно констатировать, что впервые в крае сформирован программный бюджет. Сохраняется социальная направленность. Правда, расходы увеличатся, в основном, за счет выполнения указов Владимира ПУТИНА о повышении уровня средней зарплаты работникам бюджетной сферы. Вырастут объемы финансирования инвестиционных проектов.


«Большая часть объектов уже обеспечена проектно-сметной документацией и прошла необходимые экспертизы. Это принципиальная позиция, мы долгострои создавать не будем. Очень много инфраструктурных объектов, которые волнуют население, включены в программу», – отметил председатель краевого правительства Геннадий ТУШНОЛОБОВ.


Доходная часть станет близкой к реальности. Хотя критики нового – оптимистического – подхода говорят о том, что с планируемым наполнением доходной части краю не справиться, выкручиваться придется за счет болезненного сокращения социальных расходов.


По мнению губернатора, проект получился качественным, и ничего страшного в принятии бюджета с дефицитом нет, это не грозит краю долговыми обязательствами: «Удается добиваться дополнительных доходов. Правительство края в этом направлении много работает. Как только новые доходы появляются – уже знаем, на какие цели они пойдут. Разговоры о том, что принятие бюджета с дефицитом – путь к тому, что через три года край будет работать только на проценты по кредитам, – основания под собой не имеют. Опасности кредитования власти региона и сами хорошо видят», – пояснил губернатор.


Страшен или нет дефицит – в следующих номерах «ПО» расскажут эксперты.


Ожидается, что краевые парламентарии рассмотрят законопроект в первом чтении на следующем заседании 24 октября.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МЛН РУБ.

Показатели

2013 год  (первоначально)

2014 год

2015 год

2016 год

Доходы

80 783,8

89 967,9

95 233,6

102 145,8

Расходы 

88 721,9

103 129,7

109 163,4 

117 333,6

Дефицит

7 938,1 

13 161,8 

13 929,8 

15 187,8

Новая команда управленцев края подходит к бюджету с надеждой на доходы, дефицита и долгов не боится. Но одной надежды мало. Нужен контроль за расходами и отказ от излишеств

АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА, ТЫС. РУБ.

Программа

План

Факт

% исполнения

КЦП развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 гг.

14 610,0

3 731,5

25,5

ДЦП «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009-2012 гг.»

183 088,1 (предусмотрено программой и законом о бюджете)

0

0

ДЦП «Пожарная безопасность на территории Пермского края, обеспечение пожарной безопасности и нормативного состояния государственных и муниципальных учреждений Пермского края на период 2010-2014 гг.»

44 694,1

20 832,4

46,6

ДЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Пермском крае на 2010-2020 гг.»

4 900,0

0

ДЦП «Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 гг.»

11 620,1 

10 613,8

91,3

ДЦП «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 гг.»

11 486,0

9 221,6

80,3

ДЦП «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 гг.»

259 923,7

247 647,2 

95,3

ДЦП «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и онкологическим больным на 2011-2013 гг.»

187 191,6 

166 618,6

89

ДЦП «Комплексный инвестиционный план модернизации г. Чусового на 2010-2015 гг.»

72 967,9

0

0

ДЦП «Охрана и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания в Пермском крае на 2012-2016 гг.»

6 380,1

5 381,9

84,4

ДЦП «Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 гг.»

9 551,6

3 822,4

40

ДЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 гг.»

99 733,4

3 528,9

3,5

ДЦП «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 гг. «Леса Прикамья»

14 223,7

4 249,2

29,9

ДЦП «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 гг.»

50 000 

0

0

В 2013 году средства краевой казны использовались по-старому - неэффективно: деньги тратят, результата нет
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 18.10.13 - В связи с массовым отравлением в СОШ №40 закрыты пищеблоки еще четырех школ
  • 18.10.13 - Обзор еженедельника «Пермский обозреватель» № 42 (643) от 19 октября 2013 года
  • 18.10.13 - Число отравившихся детей достигло 125 человек, один ребенок в реанимации
  • 18.10.13 - «Все хорошо, прекрасная маркиза»
  • 18.10.13 - Игорь Сапко оправдался за отмену «Маминого выбора»
  • 18.10.13 - Число заболевших школьников возросло до 56-ти
Рассылка