Жители Пермского края довольны своими бесплатными поликлиниками и больницами! Удивительно, но факт, основанный на опросе 4700 пациентов. В чем подвох, что не так с подобными исследованиями?
Регионы должны проводить независимую оценку работы учреждений социальной сферы – в соответствии с майскими указами президента России.
В Пермском крае минздравом и общественным советом при министерстве был выбран оператор – Центр ГРАНИ, который проводил независимую проверку медицинских учреждений. Оценка выставлялась пациентами и посетителями стационаров и поликлиник на предмет удобства и качества обслуживания. После чего были сформированы почти 200 рейтингов учреждений по различным критериям, а также сформулированы конкретные рекомендации по улучшению деятельности каждого из медучреждений.
Дмитрий ЖЕБЕЛЕВ, председатель общественного совета при министерстве здравоохранения Пермского края:
– Такие требования к медучреждениям предъявлялись впервые. Раньше работали себе главврачи, врачи, медсестры, что-то соблюдали, что-то нет, и с них никто не спрашивал и особо не требовал. Сейчас они впервые увидят оценку именно с точки зрения пациента. И понятно, что, так как они не знали этих требований, соблюдать их при проверках было достаточно сложно. И для нас значительно важнее не рейтинги, не статус учреждения, а соблюдение рекомендаций. Оценивать учреждение нужно не по тому, на каком месте оно в рейтинге, а по тому, какова будет динамика, как они будут соблюдать эти рекомендации.
Сбор сведений о качестве деятельности проводился в отношении тех учреждений, которые вошли в перечень, сформированный решением общественного совета. Это 170 холдингов, многие из которых объединяют в себе до 10 больниц или поликлиник.
Необходим общественный контроль
Основными проблемами зданий пермских медучреждений пациенты называют плохое освещение территории, сломанные ступеньки, отсутствие отдельных туалетов, нехватку комнат для детей и т.д.
Представленные оператором независимой оценки результаты были переданы региональным минздравом в общественный совет при министерстве. И уже он выдал конкретные предложения по каждому из учреждений. Таких предложений, при общей положительной оценке пациентами работы медучреждений, оказалось 500 страниц формата А4.
Янина КАЛИНА, заместитель министра здравоохранения Пермского края:
– По этим предложениям мы сможем выстроить свою дальнейшую работу. Предложения будут разосланы во все медицинские учреждения края. И дальше каждое учреждение, в соответствии с нормативными документами, обязано разместить на официальных сайтах планы своей работы по предложениям общественного совета. Дальше будет проводиться общественный контроль, своеобразная обратная связь, по выполнению этих планов.
Может показаться удивительным, но общий уровень удовлетворенности по всей сети медицинских учреждений в крае составляет 86,5%. И это притом что министерство здравоохранения с его поликлиниками и стационарами – одно из самых критикуемых жителями региона. Главными проблемами остаются организация очереди и запись к узким специалистам.
Есть над чем работать
Результаты, которые получили специалисты независимого оператора, удивили даже их. Но есть очевидное объяснение. По словам директора Центра ГРАНИ Светланы МАКОВЕЦКОЙ, люди боятся говорить плохо о своей поликлинике или главном враче, потому что не хотят, чтобы ее закрыли или кого-нибудь уволили, или к ним как к пациентам стали хуже относиться.
Граждане, получающие медицинские услуги, в целом довольно высоко оценивают доброжелательность работников медицинских учреждений. При этом они же приводят примеры невежливости конкретных сотрудников.
Часть проблем, которые, безусловно, существуют в региональных поликлиниках и стационарах, оператор независимой оценки связывает с информационной средой учреждений. Проще говоря, если пациенты будут получать или предоставлять информацию вовремя и в полном объеме, то проблем станет меньше.
Медицинские организации попрежнему больше внимания уделяют работе с информационной средой внутри учреждения, а не интернет-сайтам.
По результатам независимой оценки были составлены сводные рейтинги поликлиник и стационаров Пермского края и тематические, по определенной группе критериев. Главными критериями стали: информационная открытость; комфортность условий и доступность получения медицинских услуг; время ожидания в очереди при получении услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников; доступность для маломобильных граждан и доброжелательность к детям.