№29 (906) 23 июля 2016 года (PDF)

Подрывная деятельность

№29 (906) 23 июля 2016 года
Гипсовый камень – крепкая порода, чтобы его добыть, требуются взрывные работы. «Гипсополимер» – крепкая компания, но постоянная подрывная работа конкурентов может сильно навредить ей Гипсовый камень – крепкая порода, чтобы его добыть, требуются взрывные работы. «Гипсополимер» – крепкая компания, но постоянная подрывная работа конкурентов может сильно навредить ей

Одно из крупнейших пермских предприятий не может спокойно работать и реализовывать планы по развитию из-за действий иностранного акционера.

 

В конце июля состоится судебный процесс по иску «КНАУФ Гипс КГ» к ОАО «Гипсополимер», ООО «Прикамская гипсовая компания» и ООО «Торговый дом «Прикамская гипсовая компания». Претензии связаны с неправомерным, по версии «Кнауф», использованием товарного знака KNAUF. Помимо пермских предприятий, ответчиками по аналогичным искам «Кнауф» выступали компании из Московской области, Ярославля, Костромы.

 

Массивная атака

 

От такого количества исковых заявлений складывается ощущение, что немецкий «Кнауф» действует на русский авось. Авось где-нибудь удастся выиграть. Не получилось. Так, Арбитражный суд Яро-славской

области отказал в требованиях о взыскании компенсации за использование товарного знака на продукции с ИП Елены Долговой, Арбитражный суд Московской области отказал в аналогичном иске к ООО «Торговый дом «ЭРСТЭР». Процессы и вынесенные решения показали высокий профессионализм судебных инстанций, усмотревших в делах фактические, а не мнимые обстоятельства. Главные судебные баталии состоятся в Перми. 

«Кнауф» является владельцем 30% пакета голосующих акций «Гипсополимера». На «Гипсополимере» уверены, что конечная цель всех судебных разбирательств – захват пермского предприятия. Есть ли у руководства завода основания так считать? Судите сами. Противостояние «Кнауф» – «Гипсополимер» началось не сегодня… 

 

Интервенция 

 

В 1996 году на инвестиционном конкурсе «Кнауф» приобрел у Фонда имущества Пермской области 20% акций ОАО «Гипсополимер», был заключен инвестиционный договор о совместной деятельности в производстве и реализации товаров, модернизации производства. А в 1997-м члены совета директоров от «Кнауф» пытались провести решение о внесении инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса, в уставный капитал ОАО. Мол, так сэкономят на НДС. При положительном решении могла бы повториться история с совместным предприятием «Кубанский гипс-Кнауф»: сначала долгое противостояние, два совета директоров, а потом «Кубанского гипса» не стало. 

В Перми совет директоров отказал представителям «Кнауф». Дальнейшие действия «Кнауф» также изрядно потрепали нервы руководству и трудовому коллективу «Гипсополимера». 

В августе 1998-го случился дефолт. Представители «Кнауф» заблокировали для «Гипсополимера» кредитные займы, допэмиссии акций и даже безвозмездную финансовую помощь. Одновременно «Кнауф», являясь единственным поставщиком сырья, отказал «Гипсополимеру» в поставках картона для производства ГКЛ (гипсокартонных листов) и компаундов для производства ССС (сухих строительных смесей). Странные действия акционера, если он заинтересован в развитии производства, и вполне понятные, если заинтересован в обратном. 

«Гипсополимер» выжил в этот сложный момент благодаря финансовой помощи российских акционеров и самоотверженной работе коллектива. Антимонопольная служба признала незаконным отказ в поставках картона, нашлись другие производители добавок для ССС. 

Был построен мощный современный цех по производству ССС, и это предопределило финансовую и экономическую самостоятельность группы предприятий «Гипсополимер».

 

Новейшее оружие

 

В 2005 году мажоритарный акционер «Кнауф» пытается оспорить решение совета директоров о продаже энергоемких, нерентабельных производственных мощностей. Арбитражный суд Пермской области отказывает в иске. 

В том же году «Кнауф» снова подает иск в Арбитражный суд Москвы о неправомерном использовании «Гипсополимером» товарных знаков при производстве и реализации ССС. Арбитражный суд Москвы и все вышестоящие судебные инстанции отклоняют иск «Кнауф» как необоснованный.

И вот, в конце 2015-го «Кнауф» подает иски в арбитражные суды сразу четырех российских регионов, повод – всё то же использование товарного знака KNAUF. Общая сумма исков – 4,6 млрд руб.! 

Так в чем же должен быть заинтересован акционер, планирующий отсудить у своего же предприятия миллиарды? Похоже, конечные собственники бизнеса «Кнауф» и «Гипосополимер», немецкие братья Николаус и Балдвин КНАУФ, воспринимают «Гипсополимер» не как свою собственность, а как своего прямого конкурента.

 

Не благодаря, а вопреки

 

Тем временем компании группы «Гипсополимер» вопреки «стараниям» «Кнауф» многократно увеличили объемы производства продукции на основе гипса, построили и запустили около 16 новых производственных цехов и промплощадок. За последние годы завод превратился в крупнейшего российского производителя строительных материалов. Продукция «Гипсополимер» уже порядка тридцати лет (с 1987 года – под товарным знаком ГИПСОПОЛИМЕР) выпускается под собственными торговыми марками (и с каждым годом их становится всё больше) и пользуется большим спросом у потребителей. 

 

Лакомый кусочек

 

Сколько отечественных предприятий поглощены иностранными компаниями… Сколько пермских производителей постигла эта печальная участь... А ведь это – вывод средств за границу, потеря налогов, «утечка мозгов», ослабление экономического потенциала страны! 

«Гипсополимер» не сдается, несмотря ни на какие потуги иностранного акционера, не поддается и не продается. В 2006 году «Кнауф» не позволил «Гипсополимеру» получить кредитные средства, которые планировалось направить на приобретение техники и оборудования для Чумкасского карьера, на пополнение оборотных средств. Но даже несмотря на это противодействие со стороны «Кнауф», «Гипсополимер» развивается и вырывается вперед. В июне этого года приказом министра промышленности и торговли РФ Дмитрия МАНТУРОВА предприятие группы «Гипсополимер» включено в «Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли». Теперь предприятие, оказывающее столь существенное влияние на экономику РФ, наверняка, является еще более лакомым куском для «Кнауф».

 

Наши победят

 

На «Гипсополимере» работает 900 чел., в основном – молодежь. Предприятие исправно платит налоги, является крупнейшим в стране производителем стройматериалов на основе гипса. 

Ситуация с «Гипсополимером» является отражением общей экономической ситуации в стране. В отношении России вводят санкции, пытаются расшатать экономику, но страна не сдается, а отвечает. И история с «Гипсополимером» станет хорошим прецедентом, подтверждающим, что это уже не та страна, в которой можно было захватывать предприятия, за копейки скупать ресурсы. 

Эта история развития российского бизнеса является ярким примером борьбы. России нужны такие истории. 

Редакция продолжает следить за ходом событий. 

 

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка