По новым стандартам, дети теперь должны сами добывать информацию, а учителя – заполнять бумажки для отчетов.
С 1 сентября этого года первоклассников будут обучать по новым стандартам. Складывается впечатление, что чиновники от образования в школах не учились, либо учились так плохо, что, дорвавшись до власти, решили отомстить сложившейся системе – поменять и угробить. Вот и теперь придумали новые стандарты образования, никому пока не понятные.
Знания теперь не ценятся, ценится умение их находить, а это теперь проще простого – залез в Интернет, и все. Учитель – лишь помощник в поиске информации.
«Непонятные вещи происходят в стране, некогда славной наилучшим средним образованием. Складывается впечатление, что делается все возможное, чтобы народ становился тупее и тупее. Лично мне не хочется, чтобы мои дети обучались по таким стандартам. Пора прекращать эти эксперименты над детьми! Хватит с них и ЕГЭ!» – высказываются на форумах родители. И они не одиноки.
Как попыталась объяснить Валерия ДАНИЛОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов школы № 22, «теперь учитель – помощник, главное теперь – научить ребенка работать. Ребенок сам будет добывать знания, а не учитель диктовать ему. Образование направлено на саморазвитие».
Но ведь во многих школах это было и раньше! В школах, которые уже несколько лет работали по развивающим системам, например по системе Занкова, практически ничего не изменится. И в школах № 22 и 76 уже несколько лет практикуют интегрирование предметов.
Уроки на пекарне
Блюстители и сами толком не знают новых норм, и что изменится – тоже не могут объяснить, лишь зачитывают выдержки из стандартов образования.
«Впервые стандарт не сориентирован на содержание: что обязательно должно быть в предмете, главное – требование к результату, – объясняет Галина ГУТНИК, начальник Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края. – Результат теперь не сумма знаний ребенка по предметам, а требования к личностным результатам. Предметные знания теперь уходят на третье место, а на втором – умение работать с информацией, учиться добывать ее самостоятельно, неважно, на каком она носителе».
Понятно только то, что знания ушли на третий план. И еще: сократилось время на уроки – в первой четверти у первоклассников 3 урока по 35 минут, со второй уже 4 по 35, и только с третьей четверти их переведут на 40-минутку.
Директор начальной школы ЗАТО Звездный Вета ЩУКИНА рассказала, что их школа готова к новым стандартам: закуплено новое оборудование, компьютеры в класс. «Наши учителя проходили подготовку целый год, и теперь уроки будут деятельными, то есть могут проходить, например, в лесу, на пекарне. Все это было и раньше, но зависело только от желания учителя, а сейчас стало обязательным для всех», – добавила Вета Юрьевна.
Научат любить Родину
В начальной школе детям будут прививать любовь к Родине, народу, краю. «Воспитание гражданина страны – вот чему должна учить школа», – отметил Станислав КРАСНЫХ, директор Педагогического колледжа №1.
«Сегодня любовь к Родине – с душком. В телевизоре, в Интернете – везде такая помойка... Чиновникам же все равно – они отправили своих детей за границу. Очень сложно теперь растить патриотов. Но теперь это лишняя головная боль для учителей: прежде всего с них будут спрашивать отчеты, а не патриотов», – высказывает свое мнение Татьяна СНЕГИРЕВА, бывший директор Дома учителя.
Для учителя новые стандарты – действительно, серьезная нагрузка. Как будет педагог в сельской школе отчитываться об использовании «инноваций», если у него всех инноваций – новая доска с маркером?
Учителя готовы. А дети?
Учебники теперь в школах будут не только бумажные, но и электронные. Начальник отдела общего образования департамента образования администрации города Перми Вера ЗАХАРОВА рассказала, что все первоклассники обеспечены учебниками, купленными школой. На данный момент 1300 учителей прошли курсовую переподготовку не менее 72 часов, чтобы работать по новым стандартам. Еще тысяча учителей будут переподготовлены в этом году. Г-жа Гутник заверила, что родителям пугаться нечего, необходимо знать хотя бы общие нормативные требования, чтобы не перегружать ребенка, чтобы знать права его и семьи.
Как повлияют новые стандарты на образование в целом – ощутим лишь через несколько лет, но пока складывается впечатление, что ничего радикально полезного они не привнесут. Ведь школа должна не только давать знания (или – в нынешнем зауженном понимании – знание, как их добыть), но и воспитывать. А Интернет – совсем не педагог.