Заинтересованные чиновники и прикормленные директора школ сказали губернатору: в образовании всё неплохо, и он поверил |
|
|
Вдруг самыми главными экспертами в сфере образования стали чиновники и депутаты.
На ежегодной педагогической конференции 23 августа подвели итоги работы экспертной группы по образованию. Группа, созданная по указанию губернатора Пермского края Виктора БАСАРГИНА, должна была оценить тяжесть положения образования и предложить решения накопившихся проблем. Но по факту чиновники лишь пустили пыль в глаза губернатору.
Было подано 135 заявок на участие в группе, но утверждено всего 76, – в основном, чиновники и депутаты, а также люди, имеющие отдаленное отношение к образованию.
Многие учителя и директора школ туда просто не попали. А кому, как не им знать ситуацию?
Как пояснили источники «ПО», руководители образования просто вычеркивали из списка тех, кого не хотели бы видеть, тех, кто мог бы без прикрас рассказать о реальном положении дел. Не попали в заветное число экспертов и общественники, которые как никто другой понимают всю сложность ситуации.
Семь бед – один ответ
О проблемах в образовании коротко отчиталась председатель экспертной группы депутат ЗС Ирина ИВЕНСКИХ. Она рассказала (раз уж губернатор и так об этом знает) о недоступности
дошкольного образования: в очереди на получение путевок стоит более 30 тыс. детей. Для ликвидации очереди планируется построить 91 детсад до конца 2014 года.
Все эти замечательные цифры и идеи должны найти подтверждение в краевой программе развития образования.
В Пермском крае подобная программа уже существовала, но закончилась три года назад, а новую никто так и не принял. Дотянули до последнего…
Депутат Заксобрания Елена ГИЛЯЗОВА, привыкнув отвечать за «прожекты» Олега ЧИРКУНОВА, также докладывала о проектах, но теперь – в сфере образования. Как могла, защищала «любимое детище» экс-губернатора – проект «Мамин выбор». Подчеркивала, что возможность выбора должна сохраниться, даже если места в детсадах будут. Она добавила, что проект надо дорабатывать, исключить вариант «нецелевого» использования денег нерадивыми родителями теперь уже на муниципальном уровне.
Если следовать ее логике, муниципалитеты справятся с этой задачей лучше, чем регион четыре года назад. И ничего, что Басаргин еще на первом заседании заявил, что благодаря проекту население региона посажено «на иглу», и так просто с нее не слезть.
На фоне очереди в детские сады как-то потерялся факт недоступности школьного образования.
Правда, подан он был весьма завуалировано – 20% школьников Прикамья ходят в школу во вторую смену. По этому показателю Пермский край – один из самых худших в России. В соответствии с федеральным законодательством, второй смены быть вообще не должно… Но какая это мелочь по сравнению с другими проблемами!
ЕГЭ – наше знамя В конце почти каждого
доклада неизменно поднимался вопрос об успехах. И практически везде инструментом измерения этого успеха были результаты ЕГЭ. Для министерства образования ЕГЭ как будто главный и единственный показатель, хотя есть и другие ориентиры.
Образование определяет уровень культуры подрастающего поколения, его никаким ЕГЭ не измерить. А сегодня учитель, вместо того чтобы работать и общаться с учеником, должен заниматься всякого рода отчетностью, в том числе электронными дневниками.
Директора школ целиком и полностью погружены в хозяйственную деятельность, и им просто некогда уделять внимание ученикам и педколлективу.
Вот и экспертная группа подготовила отчет сама по себе и для самой себя, чтобы никто не испортил нужной им благостной картинки.
И губернатор сделал вывод, ориентируясь на те же показатели: «Система образования Пермского края экзамен сдала».
во главе угла
Общую для всех педагогов беду назвал директор Пермского авиационного техникума, председатель совета директоров учреждений СПО Александр ДИЧЕСКУЛ:
– В ближайшие годы нужно ввести мораторий на оптимизацию учреждений образования и отменить фактическую обязательность аутсорсинга.
По залу прокатилась волна аплодисментов – так единодушно аудитория не реагировала ни на одно предложение.
Он также рассказал, что до недавнего времени учредителем краевых учреждений начального и среднего профессионального образования было краевое агентство по управлению госучреждениями.
В последние несколько лет в крае закрыли, реорганизовали и оптимизировали десятки училищ и техникумов. За прошлый учебный год было уволено 1145 педагогов.
Эти итоги удовлетворили губернатора?
• Охват детей дошкольным образованием в Пермском крае снизился за три года с 80 до 50%.
• Наполняемость детсадов края 120-165%.
• В 2005 году было 1145 детсадов, в 2011-м – 833.
• За последние 10 лет в Перми не было построено ни одной школы.
• Зарплата учителей в Пермском крае (единственном регионе России) не индексировалась
с 2008 по 2011 год.
Из доклада «ПО» губернатору
Начальница довольна
Людмила ГАДЖИЕВА, начальник департамента образования администрации Перми:
– Экспертную группу разделили на несколько подгрупп. Я побывала вместе с депутатом Заксобрания Андреем СТАРКОВЫМ и ректором Прикамского социального института Николаем ЗАХАРОВЫМ в Чайковском, Лобаново, Бершети и Фролах. Проблемы, которые обозначили перед экспертами, типичны: это и нехватка мест в детсадах, и переживания по поводу отмены «Маминого выбора», и многое другое.
Родители не в восторге
Геннадий КОВАЛЬЧУК, руководитель управления образования администрации Соликамска:
– Когда к нам приехали члены экспертного совета, было организовано пять групп, куда по отдельности вошли учителя школ, воспитатели детсадов, руководители образовательных учреждений, родители и преподаватели среднего профессионального образования. Очень ярко выступили родители: главный вопрос, который они подняли, – низкое подушевое финансирование.
Политбюро при губернаторе
Игорь ЖАВОРОНКОВ, член попечительского совета гимназии № 17:
– Считаю, что экспертная группа не нужна, всё уже давно посчитано. Зачем устраивать еще один совет из чиновников, если департамент и министерство образования и так прекрасно знают о своих проблемах? Прямо-таки Политбюро собрали при губернаторе… Виктор Басаргин сам все решит, и если захочет – исправит.
В этом учебном году гимназия наконец-то откроется. Однако там сейчас нет Интернета и даже школьного звонка, потому что это не было заложено в проект. Систему безопасности сделали бывшие ученики гимназии за свои деньги, но чиновники от образования могут с чистой душой отчитаться, что ремонт завершен.