С 1 июля владелец припаркованного так автомобиля платит штраф 1 тыс. рублей. Если авто мешает движению, его эвакуируют в принудительном порядке |
|
|
Ужесточение административных мер против нерадивых водителей, паркующихся по своему усмотрению, не привело к желаемому результату.
В Перми по-прежнему оставляют машины под запрещающими знаками, на тротуарах, вторым рядом. Карающая мера неэффективна в ситуации, когда парковочных мест в разы меньше, чем автомобилей.
Кто первый встал, того и тапки
Известный в городе фотограф и дизайнер, фрилансер Мария МАСЛО парковку в городе считает для себя огромной проблемой. «На моем авто, – показывает она на стоящий за окном белый джип Шевроле, – парковка практически невозможна».
Совсем недавно Мария кружила вокруг ресторана со свадебной церемонией в поисках места для своего джипа. В результате, не успела запечатлеть хлебосольную церемонию родителей молодоженов.
С Марией согласятся сотни пермяков-автолюбителей. Припарковаться в дневное время в центре – задача не из легких: парковочных мест явно недостаточно.
Офисный планктон, по утрам перетекающий из спальных районов и коттеджных поселков в деловой центр, занимает места по принципу «кто первый встал, того и тапки».
Крупные корпорации и госучреждения защищают свою территорию от непрошенных гостей шлагбаумами. Всем остальным приходится парковаться на обочинах и тротуарах, вторым рядом. Такая ситуация складывается практически вокруг каждого торгового или офисного центра.
Бывший плац военного училища (ВКИУ) по ул. Окулова теперь представляет одну огромную парковку. Ни во дворах его, ни с ул. Монастырской, как, кстати, и на ул. Осинской, не приткнуться.
«Я в этот район никогда не поеду, – отреагировал наш собеседник, – так и запиши». Записали. Вспоминаем дальше: загружены улицы Ленина и Кирова между улицами Попова и Куйбышева, сама ул. Куйбышева – от Монастырской до Екатерининской.
На ул. Советской – любители парковаться вторым рядом, для проезда – в оба направления узкая полоса. Заставлены обочины ул. Пермской, а в районе «Урала» она вообще перекрыта бетонными буйками. Наверное, чтобы граждане не доставляли беспокойства посетителям пафосных клубов-ресторанов.
Это далеко не полный список горячих точек для автолюбителей. Наши читатели сходу назовут еще десятки мест, где ни пешеход не пройдет, ни машина не проедет, скоро и птицы облетать будут.
Не вставай под знак
До 1 июля штраф за стоянку и остановку в неположенном месте составлял всего 300 руб. После принятия изменений на федеральном уровне пермяки могут быть оштрафованы от 1 до 5 тыс. руб. (ст. 12.19 КоАП РФ). Однако многократное увеличение штрафов не смогло радикально повлиять на поведение автолюбителей. Как сообщили в ОГИБДД по
г. Перми, за неполных два месяца инспекторы выявили 473 нарушения правил стоянки и остановки транспортных средств. По нашим подсчетам, казне штрафы принесли от 700 до 900 тыс. руб.
Государева кара распространяется еще дальше: автомобиль могут принудительно эвакуировать. На момент введения изменений лишь в 8 субъектах РФ были приняты законы, регламентирующие порядок перемещения, хранения и возврата транспортных средств со специализированных стоянок. До недавнего времени не было такого закона и в Пермском крае. Поэтому эвакуация автомобилей на улицах Перми была приостановлена, инспекторы ГИБДД не брали на себя ответственность за сохранность личного имущества автолюбителей.
Депутаты Заксобрания на пленарном заседании 16 августа пришли на помощь работникам дорожной инспекции. Принятый ими закон определил требования к специализированным организациям, которые должны осуществлять эвакуацию, хранение и возврат ТС, порядок взаимодействия специализированных организаций с правоохранительными органами, информирования владельцев авто (при отсутствии во время эвакуации им придется обращаться в дежурку районного отдела полиции).
Отдельно скажем о возмещении расходов, которые целиком и полностью возложены на нарушителя. Тарифы будут установлены для каждого муниципального района и городского округа. Эти тарифы пока неизвестны, но они не могут быть ниже тех, по которым работают сегодня автоэвакуаторы, иначе специализированную организацию найти будет трудно. Средняя стоимость эвакуации составляет 1 тыс. руб. в час, и приплюсуйте к этому хранение на автостоянке.
Благодаря принятию закона пермскими депутатами, теперь на улицах вновь возобновится эвакуация неправильно припаркованных авто.
За наглость ответишь
Старая интеллигенция, всю жизнь использовавшая для передвижения по городу электротранспорт, прекрасно знает фразеологизм «хам трамвайный». Теперь наш лексикон может пополниться другим устойчивым выражением – хам автомобильный. По крайней мере, в России возникло и набирает ход волонтерское движение борьбы с хамством на дорогах.
Координатор движения «Стоп хам» в Перми Артур УРАЗОВ заверил «ПО», что никогда не имел проблем с парковкой. Вот и сейчас он припарковал свой автомобиль в многоуровневом гараже торгового центра «Алмаз»: «Там, в отличие от улиц Куйбышева и Кирова, есть свободные места».
Пока мы беседуем, возле «Колизея» бессовестно останавливается вторым рядом черный бумер без госномеров. В отличие от других автолюбителей, владелец «бандитской машины» не успел припарковаться под запрещающим знаком. На другой стороне, на углу улиц Куйбышева и Кирова, автолюбитель занял тротуар. Таким эгоистам-водителям общественники наклеивают на лобовое стекло «клеймо»: «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу».
– Мы не являемся патрулем, – поясняет Артур, – и не каждый день выходим на улицы. Наши акции имеют точечный характер и направлены на тех, у кого чувство эгоизма зашкаливает, и кто своей остановкой мешает движению других водителей.
Артур Уразов не сомневается в воспитательном эффекте акций волонтеров. Но воспитывать водителей – дело неблагодарное. Оказавшиеся меж двух огней (увеличение штрафов и общественное порицание) автолюбители выплескивают на стопхамовцев всю свою агрессию, а в социальных сетях и на форумах оставляют нелестные отзывы. Неофитами движения становятся тогда, когда хоть раз оказываются в патовой ситуации: когда невозможно проехать из-за стоящего впереди авто без водителя и с включенной «аварийкой».
Куда выруливать будем?
Фотограф Мария Масло нашла для себя выход: «Не езжу в час пик в город, предпочитаю добираться на общественном транспорте или такси. Не хочется тратить время на поиск парковки, переживать. Да и дешевле доехать на трамвае и при этом еще и книжку почитать. Либо назначаю все свои встречи на вечер, либо пользуюсь возможностью, когда подвозит клиент».
Нашего фрилансера устроило бы оставлять свой джип на автостоянке, а по центру передвигаться на общественном транспорте. А еще наш собеседник рассказал о своих наблюдениях. На улицах чешских городов следить за неправильной парковкой вменено полицейским патрулям. Как правило, представители силовых структур – милые девушки – выписывают штрафные
санкции безапелляционно, невзирая на лица. А чтобы нарушитель не скрылся, колеса блокируют специальным башмаком, снять который можно только после оплаты штрафа. Кстати, затягивать с оплатой не рекомендуется, чем больше тянешь время, тем дороже обходится нарушение.
Решение проблемы с парковками в Перми возлагается на Департамент дорог и транспорта (ДДиТ). Понимание, что делать с парковками, у чиновников точно есть, заверили нас в муниципальном органе, но вот делиться пониманием с «ПО» не очень спешат.
Несколько примеров организации парковок.
Так как парковка является частью общего городского пространства, ее организация должна учитывать интересы всех участников дорожного движения – и водителей, и пешеходов. Идеальным вариантом было бы спрятать автомобили под землю, но это намного удорожает проекты жилых и офисных зданий, и на это строители идут неохотно. Как нам кажется, в Перми было упущено и время, и возможности для организации подземных парковок. Остаются методы, которые с переменным успехом применяют в странах Европы и некоторых российских городах.
К таким методам относятся разного рода ограничения. С временным ограничением пермяки уже могли столкнуться на парковках возле мэрии и Культурно-делового центра. Оставить машину там можно не более чем на два часа. Однако не совсем понятно, кто следит за добросовестным исполнением водителями этого правила. Далее, ограничение въезда в центр города по четным и нечетным числам: если госномер автомобиля оканчивается на четное число, значит, водитель имеет право въезжать по четным числам.
Платные парковки на частных территориях тоже могут стать вариантом выхода из сложившейся ситуации. На ул. Пермской, например, такие уже существуют: день стоянки там стоит всего 40 руб. Парковка перед «Колизеем» обойдется в 50 руб./час начиная со второго часа. Эта парковка уже более полугода как стала платной. В интервью «Эху Москвы» начальник ДДиТ Денис ГВОЗДЕВ еще в феврале уверял слушателей, что это частная территория, и они не могут вмешаться. Тем не менее, есть и другая информация – это земля общего пользования. И каким образом возникли ограничения на земле, которая для всех горожан должна быть общедоступной, пока непонятно.
Вообще, общедоступность – главный принцип, который должен быть в основе любой концепции организации парковочного пространства. А к ограничениям можно прийти только в том случае, если будет достигнуто общественное согласие при самом широком обсуждении проблемы. Пока ничего этого в Перми мы не наблюдаем.