Людмила Ламанова: «Свои 5% от 3 млн рублей, потраченных на фиктивный ремонт крыши, мы вернули. А вот деньги бюджета администрация Перми возвращать не хочет, с иском в суд не идет» |
|
|
Контроль расходования денег на капремонт домов отсутствует, а должен быть.
В 152-х многоквартирных домах Пермского края идет капитальный ремонт, на который тратятся деньги бюджетов и деньги собственников. В этом году в Пермском крае должны отремонтировать 246 домов на сумму 648 млн руб. (средства федерального Фонда ЖКХ – 397 млн руб., краевой и местные бюджеты – 218,4 млн руб., собственники заплатят 32,4 млн руб.).
Сколько – понятно. А как и кто будет контролировать расходование денег – нет. И вновь Прикамье рискует наступить на те же грабли, что и в 2008-2009 гг., когда деньги на капремонт были истрачены кем попало и как попало.
В 2009 году Контрольно-счетная палата Пермского края (КСП), проверив по бумагам только треть «отремонтированных» домов Перми, обнаружила пропажу 59 млн руб. Уголовное дело было возбуждено в сентябре 2011 года. «ПО» стало известно, что расследование приостановлено в связи с тем, что… не установлены подозреваемые.
Капитальное издевательство
Не первый год специалисты говорят о серьезной криминализации этой сферы. Как отследить, куда идут средства – на замену трубы или кому-то в карман? Власти советуют собственникам самим брать под контроль эти траты. Но такой подход ничего не даст – уверена Людмила ЛАМАНОВА, экс-председатель ТСЖ «Окулова, 6» («дом полковников»). После капитального ремонта в 2008 году дому вновь понадобился капремонт! Людмила Ламанова вспоминает ту жуткую историю, будто она случилась вчера. «Ремонт был начат с того, что рабочие варварски сломали парапеты на крыше, которые являлись продолжением капитальных стен фасада. А это привело к появлению многочисленных трещин на фасадах, нарушению целостности кровельного бруса и повреждению карнизов! Потом, в снег и дождь, мы закрывали крышу пленкой. А в новогоднюю ночь вообще дежурили, ведь кругом запускали петарды, и мы боялись, как бы всё ни вспыхнуло, – там деревянные перекрытия!» – не скрывает своего возмущения наша собеседница.
На ремонт крыши и подвальных коммуникаций было выделено около 3 млн руб. Два раза ремонт крыши принимался по фиктивным документам. «Нам было сказано, что это сделано для блага Пермского края, иначе на следующий год не были бы выделены федеральные средства. По закону принимать работу от имени собственников должна комиссия, избранная на собрании, а подписывать протокол должна я как председатель Совета дома. Но этого сделано не было», – рассказала Людмила Ламанова.
Руководители управляющей компании «Пермская модель комфорта» (УК ПМК) требовали от Людмилы Ламановой подписать акт приемки работ. Она отказалась. Позже дом создал ТСЖ и отказался от услуг УК ПМК. Было возбуждено уголовное дело по факту такого «ремонта», но оно передавалось от одного следователя к другому, и что с ним сейчас – неизвестно.
«Всё спустили на тормозах, – говорит собеседница. – Из-за этого ремонта у меня случился инсульт…»
Крыша «дома полковников» протекает и по сей день.
А другие могут!
Власти Пермского края самоустраняются от контроля за расходованием средств на капремонты. В итоге печальная история 2008/10 может повториться. Меж тем, в двух соседних регионах (Удмуртия и Республика Коми) нашли способ контроля – аккредитивную форму расчетов.
Схема такова: ТСЖ или УК направляют в банк заявление об открытии аккредитива на сумму, равную доле средств собственников. На основании заявления банк открывает аккредитив, и ТСЖ или УК уведомляют об этом администрацию (муниципалитета, района, поселения). Затем администрация направляет средства в размере оставшейся доли для увеличения суммы аккредитива. В дальнейшем банк будет регулировать все расчеты, будет проверять документы, предо-ставленные подрядчиком для оплаты, определять соответствие этих документов условиям
аккредитива, то есть станет гарантом целевого использования средств.
Получив аккредитив, подрядчик имеет гарантию, что при выполнении своих обязательств получит причитающиеся средства. ТСЖ (УК, ЖСК) получает гарантию, что средства не будут
выплачены до исполнения подрядчиком своих обязательств. И никто не получит денег за несделанный ремонт. Администрация также получает гарантию, что выделенные средства будут потрачены на оговоренные цели и только после выполнения всех обязательств. Тарифы банков договорные, ставки зависят от количества и объема операций.
Как выяснилось, в Республике Коми и Удмуртии уже есть ТСЖ, работающие по такой схеме. Бывшему руководству Пермского края, как стало известно «ПО», она тоже предлагалась, но не заинтересовала исполнительную власть региона.
Власти: собственники справятся сами
Александр ФЕНЕВ, министр ЖКХ Пермского края:
– Решение о проведении капремонта принимают жители дома на общем собрании, определяют, в том числе, и его стоимость. Это решение и лежит в основе заявки на получение средств.
Местным органом самоуправления издается документ о проведении капремонта, который утверждается законодательным органом. В нем определяется и порядок проведения ремонта. При приемке работ жители дома ставят свои подписи, без участия собственника ремонт принять нельзя.
Собственники: не получится!
Людмила ЛАМАНОВА, экс-председатель ТСЖ «Окулова, 6»:
– Считаю, что в сложившейся ситуации контролировать средства, выделяемые на ремонт, практически невозможно, хотя законом это предусмотрено. В нем есть многочисленные лазейки, которыми управляющие компании и администрация пользуются очень умело.
По закону собственники должны ознакомиться и утвердить проекты по капремонту. На практике эти документы становятся «секретными».
Удмуртия: выход найден
Людмила НЕКРАСОВА, ООО «УК-Ижкомцентр» (Удмуртия):
– Что касается проведения капитального ремонта, то мы уже несколько лет работаем через систему аккредитивов. На деле это происходит так. Сначала подаем в банк заявку на аккредитив. После этого определяем, с какими подрядчиками хотим работать. Все средства из бюджета переводятся на аккредитивный счет.
Администрация подписывает акты приемки работ. Банк проверяет, смотрит, на какую сумму были произведены работы, сверяет счета-фактуры, накладные и другие документы, ставит свою подпись. И только после этого он с аккредитивного счета переводит деньги подрядчику. Если же имела место недобросовестная работа, то подрядчик устраняет недочеты в гарантийный срок за свой счет.
Пермь: проблема не решается
Николай ШЕВЧЕНКО, председатель ТСЖ «ЖК «Кристалл»:
– У нас дом хоть и относительно новый, но мы уже делали капитальный ремонт. Вообще, я считаю, что одному председателю ТСЖ не уследить за расходованием средств во время ремонта. Это очень сложно, и даже если у него есть грамотный заместитель, то во всем они все равно не разберутся. Взять те же конкурсы, когда нужно выбирать подрядчика. Если бы они у нас проводились по-другому, то тогда эта проблема, может, и не стояла бы так остро.
Для приемки ремонта нужно из жителей дома выбирать специальный совет или группу. А в конечном итоге документы подписывает председатель.