Экономический эффект от космической программы подсчитать невозможно, концепция не может миновать депутатов, а вузы ссорятся из-за денег.
В узком коридоре на одном из этажей власти не на шутку сошлись два титана науки: ректор ПГНИУ Игорь МАКАРИХИН и ректор ПНИПУ Анатолий ТАШКИНОВ. Как и подобает интеллигентным людям, в своем «научном» споре они использовали только вербальные аргументы. Конечно, мы не подслушивали ученых мужей, но повод их разногласий был очевиден.
Еще два часа назад оба сидели напротив друг друга и слушали доклад министра промышленности, инноваций и науки Александра ТАРТАКОВСКОГО. Доклад был посвящен концепции ДЦП «Внедрение и использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Пермского края». Да-да, это та самая концепция, которая, сделав виток по законодательной орбите, вновь совершила вынужденную посадку на депутатский круглый стол.
Откроем бортовой журнал. Суть программы в том, чтобы подвергнуть Пермский край космическому мониторингу. По замыслу минпрома, взгляд из космоса поможет выявить и предупредить проблемы, связанные с состоянием дорог, возникновением лесных пожаров, движением и образованием подземных пустот. Кроме того, на космический мониторинг чиновники возлагают надежды по выявлению неучтенных объектов – «для пополнения налогооблагаемой базы»! Для сферы ЖКХ из космоса планируется следить за содержанием объектов капстроительства. Концепция предлагает развивать три направления: контроль движения транспорта, дистанционное зондирование земли, высокоточное позиционирование. Цена вопроса – 190 млн руб.
К концепции имеется ряд важных и не очень существенных замечаний. Например, наличие множества общих необоснованных лозунгов: «придать экономике инновационный характер», «усилить рыночные механизмы», «повысить качество и безопасность», «расширить спектр». Во-вторых, предполагается взаимодействие только с региональным центром космического мониторинга классического университета. Еще в прошлом году на базе университета в рамках национального проекта «Образование» был создан Центр космического мониторинга. Функции Центра, если кратко, – обработка снимков, поступающих со спутников. Для зондирования земли университетский Центр использует информацию с американских спутников Terra и Aqua и французского спутника SPOT. В Концепцию представленной программы заложены средства на покупку станций для приема и ежегодных лицензий на использование данных с французского спутника. А это 53,3 млн руб. вложений в космическую программу Франции в первый год работы.
Вначале министерство пыталось протащить концепцию через депутатские комитеты. С боем документ прошел комитет по инфраструктуре и забуксовал на комитете по экономическому развитию. На пленарном заседании концепция была отклонена. Старт отложен, правительству рекомендовали прийти с доработанной концепцией в декабре.
Нынешний декабрьский до-клад был бы наискучнейшим делом, если бы министр Тартаковский не выдавал на гора очередные перлы, самый безобидный из которых – «возникли различные телодвижения внутри органов власти». В самом начале министр смутился пристальному вниманию прессы, на 7-й минуте фатально оговорился, назвав систему навигации «ГЛОНАСС-ЖоПээС». На 14-й минуте признался, что экономический эффект от программы не поддается исчислению. Позднее, отвечая на во-просы, открыл военную тайну: «Ракеты навести не можем, корабли плохо ходят». А в итоге бросил реплику: «Мы готовы сделать что угодно, только не знаем, что делать».
Депутатская группа в лице Лилии ШИРЯЕВОЙ, Елены ЗЫРЯНОВОЙ, Елены ГИЛЯЗОВОЙ и др. выразила мнение, что основная проблема разработчиков – нет ответов на вопросы «зачем?» и «кому это нужно?». Открыто лоббировал интересы правительства и вуза депутат Виктор ПЛЮСНИН.
К окончанию второго часа бесконечного разговора слепого с глухим стало душно, присутствующие принялись обмахиваться концепцией, пить воду, расслаблять галстуки. Комфортно чувствовал себя лишь депутат Евгений ЖЕЛОБОВИЧ, который пришел решать судьбу космических технологий в домашних тапочках.
Круглый стол уже готов был создать рабочую группу, чтоб на том и кончить, как слово взяли представители «политеха». Заведующий кафедрой маркшейдерского дела и геодезии Юрий КАШНИКОВ выразил мнение, что попытка создать всё и сразу обречена на провал, а сами геоинформационные системы пока малоэффективны. Его непосредственный начальник, ректор Ташкинов, возмущался, что в программе есть перекос в сторону одного центра компетенции – ПГНИУ, в то время как согласны поучаствовать и Горный институт УрО РАН, да и они сами. Такое настроение под занавес работы круглого стола перекочевало в коридор, в котором и сошлись в «научном» споре два ученых мужа.
…А я подумал о том, что в космосе есть черные дыры, и что деньги из бюджета могут вполне оказаться в одной из них. И не засекут их никакие референсные станции. Поехали?!
комментарии
Юрий КАШНИКОВ, зав. кафедрой маркшейдерского дела и геодезии ПНИПУ:
– К сожалению, пока эффективность таких систем крайне слабая. Мои коллеги из Новосибирска, развернувшие подобную систему референсных станций, говорят, что никто не приходит и ничего не покупает. По этому пути идут все нефтегазодобывающие предприятия страны. Создав сеть референсных станций, они переходят к созданию геоинформационной системы. Попытки, как в этой концепции, создания всего и сразу, даже в таких мощных структурах, как ЛУКОЙЛ и Роснефть, были обречены на неудачу.
В представленной концепции нет четкой модели использования. Использовать для всего – от такси, детских садов до важных объектов – это не ответ. Как специалист скажу, что мониторинг ответственных сооружений не решается этой системой: здесь нужны точные геодезические локальные методы.
Кроме того, мы говорим, что у нас есть некие эскизные проекты и оцениваем их в 200 млн руб. За конкретные вещи должна быть конкретная цена. Эскизные проекты с тем же «Уралкалием» или «ЛУКОЙЛОМ» – не проходят.
Разрабатывать систему нужно, но не в той концепции, в которой нам предлагают. Пока нужно начать с сети постоянно действующих базовых станций. На это уйдет 2-3 года. Эта работа оценивается в 60-80 млн руб. Создав сеть станций высокоточного позиционирования, можно идти дальше.
Лилия ШИРЯЕВА, депутат ЗС от фракции «Справедливая Россия»:
– К сожалению, я не увидела, какие государственные полномочия мы здесь планируем реализовывать. На мой взгляд, мы видим искусственное соединение трех совершенно разных направлений, при этом общая идея так и не появилась. Для примера остановлюсь на задаче «зондирование земли». Московская область пошла по другому пути: они начали с создания структуры пространственных данных. Это информационно-коммуникационная система создания, доступа, обработки и хранения данных, обеспечивающая до-ступ заинтересованных лиц. Это укладывается в обязанность администрации регионального уровня создать информационную систему граддеятельности. Такой системы в Пермском крае нет, а это обязательное требование Градостроительного кодекса.
Если нам нужно выполнять госполномочия по мониторингу леса, то давайте соответствующие мероприятия включим в программу по лесу. Обо всем остальном давайте думать: для чего, кто заказчик, как будем использовать, кто будет экс-плуатировать.