№36 (637) 7 сентября 2013 года (PDF)

Живые во времени

№36 (637) 7 сентября 2013 года

5 сентября открылся VIII Международный фестиваль «КАМWА».

Нынешний фестиваль – это соединение в одном пространстве различных традиций, мифов, легенд, музыки севера и юга, востока и запада. Это коллекции молодых художников-модельеров и дизайнеров одежды. Это представление различных арт-проектов, в частности, выставка фотографики «Постижение» художника-этнофутуриста из Сыктывкара Юрия ЛИСОВСКОГО. «Работы можно увеличить и выставлять, где угодно, – говорит автор. – Они объединены одним названием, что означает «постижение самого себя». Я хотел показать, что если человек начнет доверять себе, он достигнет всего».


Матрица памяти

Обо всем этом рассказали организаторы и гости на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля.

Наталия ШОСТИНА, создатель и бессменный директор фестиваля:

– «КАМWА» в этом году – особенное событие. Мы над этим проектом работали в течение всего года, чтобы сейчас, в сентябре, совершить новое путешествие в мир мифологии. Пермь – место пересечений Севера и Юга, Востока и Запада, это своеобразная матрица памяти. Пермь – это место, где много символов, знаний, и часть их до сих пор не разгадана.

Восемь лет назад мы решили, что у Перми должен быть новый, современный фестиваль, и дали ему название, в котором есть древние слова «вода» (ва) и «человек», «шаман» (кам). И сейчас мы гордимся, что у нас есть такое явление, как «КАМWА», о котором знают не только в России, но и за рубежом.

Сегодняшняя «КАМWA» – это магический ритуал, у которого есть начало – день открытия, и будет финал, который пройдет в парке Горького 8 сентября. Приглашаю всех в это путешествие!


Разделить общее

Хэдлайнером фестиваля стала темнокожая гаитянская певица с бельгийским паспортом Марлен ДОРСЕНА (Marlene Dorcena). Ранее хэдлайнеров на «Камве» не было.

«Мне моя бабушка говорила, что никогда не надо забывать, откуда ты родом, и тогда будущее будет обеспечено. Два года назад в Ижевске я встретилась после концерта с молодым человеком, который мне рассказал историю моего же народа. С тех пор я всегда говорю, что музыка не имеет ни границ, ни цвета кожи.

Никогда не думала, что окажусь в России, хотя знала о ней из школьной программы. И я благодарна организаторам, что нахожусь сегодня здесь. Мои друзья страшно завидуют, что я отправилась в Россию. Это  страна, богатая своей культурой. А что такое страна Гаити, которую я всегда ношу в сердце, вы узнаете на концерте, – поделилась своими мыслями певица.

Вечером того же дня Марлен дала концерт в Органном зале.

Руководитель марокканского ансамбля Gnawa Лахсен МЕСКИН (Lahcen Meskine) рассказывал о своем творчестве – что удивительно – по-русски: «Никто не знает, что такое gnawa. В переводе с берберского это – «немые». Берберов привезли на север Африки как рабов. Их никто не понимал. На их руках и ногах были кандалы, на шеях – цепи. Чтобы заглушить боль, они и придумали эти напевы. Это молитвы, мольбы о помощи и свободе… Наш ансамбль неслучайно состоит из одних барабанов. Когда по ним бьют, сердце бьется еще сильнее».

Если приплюсовать к Gnawa еще и выступления ансамбля «Волынки и барабаны из Санкт-Петербурга», играющего в шотландском стиле, ненецкого трио из Салехарда, танцевального театра «Мимикрия» и других этно-групп, то сложится вполне ясная и доступная музыкальная палитра всех четырех сторон света.


Шершавым языком плаката

Министр культуры Пермского края Игорь ГЛАДНЕВ, присутствовавший на пресс-конференции, как обычно изъяснился «шершавым языком плаката», ограничившись лишь общими словами: «Фестиваль построен на трех китах – Земле, Воде и Небе. Поэтому имеет удивительное притяжение к тому неизвестному, что существует в нас самих. Так что «КАМWА» – очень важна для всех нас».

Понятно, что министр ни слова не сказал о том, что бюджет фестиваля был урезан. Правда, организаторы нашли необходимые средства на стороне. Но накануне открытия расчетный счет дирекции был пуст.

Напомним, финансирование фестиваля из краевого бюджета на протяжении последних лет составляет всего 5 млн руб. в год. Мало это или много? Скажем, бюджет фестиваля «Движение» в рамках «Белых ночей» составляет 12 миллионов. Хотя сама Наталия Шостина считает, что бюджет «Камвы», если ориентироваться по столичным меркам, должен быть не менее

60 миллионов.

Если же говорить о популярности, то в прошлом году фестиваль посетило более 30 тысяч пермяков.

– Однозначно могу сказать, что это единственный фестиваль, кроме «Белых ночей» и «Живой Перми», на который приходит столько зрителей. Это значит, что «КАМWА» интересна, – говорит Наталия. – Надеюсь, что мы доживем до десятилетнего юбилея.

А Назим НАДИРОВ, музыкальный продюсер фестиваля, полностью соглашаясь с его юбилейной перспективой, патриотично добавил: «Наталию Шостину нужно выставить в Оружейной палате – как символ России. Пока она жива, российская культура не окочурится».

 

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка