№14 (891) 9 апреля 2016 года (PDF)

Парты долой, тесты – в руки!

№14 (891) 9 апреля 2016 года

В Перми обсудили, как улучшить школьное образование.

 

Качество современного школьного образования стало ниже, чем десять лет назад, – именно так считают 64% опрошенных порталом Superjob в 2015 году.

 

Эти страшные ЕГЭ и ГИА

 

Уже несколько лет ведется спор относительно тестирования для школьников в формате ЕГЭ и ГИА. Системы вводились для объективной оценки знаний и как

средство противодействия коррупционной составляющей при поступлении в вузы.

 

Однако каждый год вокруг ЕГЭ случаются скандалы: то ответы появляются в открытом доступе, то кавказские республики поголовно сдают тесты на отлично,

то студенты сдают экзамены вместо школьников. А условия сдачи ЕГЭ всё ужесточаются, вплоть до появления камер слежения и блокировки телефонов.

 

Заведующий кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ Перми Анатолий ИВАНОВ считает, что тесты для ЕГЭ в последние годы становятся всё проще. Решить их

способны ученики третьих-пятых классов, а государство тем самым демонстрирует мнимые успехи в образовании.

 

– Чиновники хотят показать, что в настоящее время дураком является не каждый пятый, а каждый восьмой, – эмоционально отмечает кандидат физико-математических наук.

 

Доктор педагогических наук Техасского университета Мурат ЧОШАНОВ, посетивший Пермь в рамках II международной научно-практической конференции «Современная образовательная организация», в свою очередь, отметил, что введение любого тестирования – это фундаментальная ошибка образования.

Вместо того чтобы давать детям необходимые систематические знания, их начинают «натаскивать на тесты».

 

– То, что ЕГЭ меняется, – это хорошо, но недостаточно просто убрать часть А и увеличить количество задач, где требуется расписать решение. Возвращение к традиционным способам проверки знаний даст гораздо больший эффект, – считает западный специалист.

 

Заместитель начальника управления по работе с абитуриентами и выпускниками ПГНИУ Екатерина ЯРУШИНА отмечает, что, действительно, у выпускников, ориентированных только на успешную сдачу ЕГЭ, могут возникнуть сложности в изучении отдельных дисциплин, например, общепрофессиональных.

 

С подобной позицией не согласен нынешний министр образования и науки России Дмитрий ЛИВАНОВ, который 1 апреля посетил Пермь. Он считает, что

тестирование позволяет объективно оценить знания выпускников. Более того, с 2020 года увеличивается количество экзаменов для государственной итоговой

аттес-тации (ГИА), а в 2022 году – и для ЕГЭ. Иностранный язык станет обязательным для сдачи.

 

«Уберите парты!»

 

Некоторые специалисты считают, что проблема школьного образования России не в ЕГЭ, а в самом построении учебного процесса. Доктор экономических наук,

заместитель научного руководителя РИУ ВШЭ Лев ЛЮБИМОВ, также побывавший в Перми на конференции «Современная образовательная организация», считает,

что сложности вносит непонятное законодательство.

 

– Сегодня в России действует свежая редакция ФЗ «Об образовании». Этот закон невероятно трудно читать из-за жуткого канцеляризма, и потому понять его невозможно, – комментирует Лев Любимов. – Хотелось бы, чтобы он был написан грамотно, но, к сожалению, в Государственной думе нет людей, способных сделать это.

 

Участники конференции в целом сочли внедряемый федеральный образовательный стандарт достаточно действенным. Но традиционный школьный консерватизм не

позволяет в полной мере провести необходимые реформы.

 

– Российские чиновники регулярно отправляют директоров школ в Китай, Сингапур и другие восточные страны. Те смотрят, хвалят, но не перенимают успешный

опыт. Тогда какой смысл тратить бюджетные деньги на подобные поездки, если главы учебных заведений откровенно занимаются саботажем развития образования в стране? – задается вопросом Лев Любимов.

 

По мнению профессора, современные школы не позволяют ученикам ни получать практические навыки, ни развиваться личностно. Выпускники при первой возможности готовы променять свою страну на другую, поскольку вырастают не патриотами. Согласно упомянутому выше опросу портала Superjob, такого же мнения придерживаются 63% опрошенных россиян.

Спасти школьное образование можно кардинальными способами, уверен Лев Любимов.

 

– Уберите парты, – требует он. – Три ряда парт – это отсутствие возможности для диалога и групповой работы. Поставьте столы, как это делают на Западе и на Востоке, и вокруг них посадите 5-6 детей. Но далеко не все готовы к столь кардинальным изменениям.

 

– Мне нравится подход Льва Любимова, – говорит педагог-психолог МАОУ «Лицей № 10» г. Перми Елена ЛОБОДОВА. – Предложение избавиться от парт – отличное,

если при этом будут переоборудованы помещения образовательных учреждений. Но, согласитесь, некоторые задания все-таки удобнее выполнять за партой.

 

Министр образования и науки Пермского края Раиса КАССИНА считает, что еще не время для столь кардинальных изменений, а профессор Любимов всего

лишь рисует картину одного из возможных вариантов далекого будущего.

 

Дополнительные условия

 

Лев Любимов считает, что еще до прихода в школу ребенок должен активно развиваться. При этом важны усилия не только сотрудников детсада, но и родителей.

 

– Придя в первый класс, ребенок должен иметь словарный запас не в 2 тысячи слов, как это бывает обычно, а как минимум в 2,5-3 раза больше. К пятому классу он должен прочитать двести книг и написать примерно тысячу листов текста со своими мыслями. Только в этом случае вузы получат достойных студентов, а работодатели – качественных специалистов.

 

Дмитрий Ливанов, в свою очередь, считает, что помочь школьникам развить собственный потенциал и определиться с выбором профессии должно дополнительное образование. Поддержал идею министра и губернатор Пермского края Виктор БАСАРГИН, сообщив во время встречи с главой федерального ведомства, что в 2016

году на допобразование региона выделено 4 млрд руб., тогда как на основное образование планируется потратить 13 млрд руб. Сейчас в сфере дополнительного образования в крае занято 75% детей. Чтобы увеличить этот показатель, планируется ввести сертификаты на допобразование.

Документ будет выдаваться на каждого ребенка. Более того, активно внедряется программа отказа от обучения во вторую смену – согласно ФГОС.

 

– Во второй половине дня помещения школ должны быть свободными, чтобы дети могли самостоятельно заниматься, – рассказал Дмитрий Ливанов. – В систему допобразования необходимо вовлекать также и вузы, площади которых освобождаются в связи с дефицитом студентов.

 

Пока профессора и чиновники спорят о том, как повысить эффективность образования, школьники и родители готовятся к очередной волне ЕГЭ и ГИА. Может быть,

хоть в этом году горячая пора сдачи экзаменов обойдется без скандалов.

 

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка