№37 (389) 6 октября 2008 года

Молчание ягнят

№37 (389) 6 октября 2008 года

Есть только один способ остановить порочную практику школьных поборов – занять жесткую принципиальную позицию. Несмотря на это, родители, опасаясь за благополучие своих детей, предпочитают молчать. И платить.

Методы отъема денег у населения, практикуемые в пермских школах, довольно разнообразны и постепенно эволюционируют. Так, если раньше «наличка» сдавались классному руководителю, как правило, одной из мамаш, бегающей по рекреациям со списком цифр и фамилий, сегодня все гораздо пристойней. При школах создают «благотворительные» фонды и «некоммерческие» партнерства. А плату за право посещать школу назначают так называемые управляющие советы. Стоит ли говорить, что все это абсолютно незаконно. По существу, школы нашли и используют источник финансирования, параллельный бюджетному. Это деньги родителей, текущие полноводной рекой в оттопыренные карманы дельцов от образования.

И держится эта система лишь на одном – страхе родителей за своего ребенка.

Двойка от прокурора

Марина СЕВАСТЬЯНОВА, исполняющая обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры РФ по Пермскому краю:

- Тема борьбы с поборами не нова. В течение последних двух лет органы прокуратуры стараются вести планомерную работу по выявлению таких правонарушений. Больше всего их выявлено в Перми. Нигде в территориях края взимаемые с людей поборы не получили столь массового распространения. Одна из схем – создание при школах различных организаций. Благотворительных фондов и некоммерческих партнерств. Родителей принуждают к заключению договоров с различными благотворительными фондами, к вступлению в некоммерческие партнерства.

В 2006 году по результатам проверки краевой прокуратурой была в дисциплинарном порядке наказана директор гимназии №5. При ее попустительстве в гимназии была создана система, при которой у родителей будущих первоклассников не принимали заявления о зачислении без квитанции об уплате взноса в некоммерческое партнерство. Несмотря на принятые меры, сообщения о принуждении к обязательным платежам поступили и в текущем году. Были опрошены родители 105 первоклассников. Все они, без исключения, вступили в некоммерческое партнерство. В противном случае, объясняли они, не принимались документы о приеме детей в школу. Здесь речь идет не только о нарушении права на бесплатное образование. Было нарушено право на свободное вступление в общественные организации, гарантированное статьей 30 Конституции РФ.

Управляющие советы

Есть еще один способ отъема денег у родителей школьников - принятие решений о размерах и сроках внесения родителями вступительных взносов. Ранее такие решения принимались на родительских собраниях, сейчас в качестве инструмента все шире используются управляющие советы. Управляющий совет – это орган управления образовательным учреждением. Он образован в соответствии с уставом. И его решения являются обязательными для всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей и учащихся. Кроме родителей, в совет входят должностные лица школ и их учредители – представители департамента образования города. Несмотря на это, во многих местах решения таких советов содержат странные постановления. Например, «установить благотворительный взнос в сумме не менее 700 рублей» (школа №89 Орджоникидзевского района). В одной из школ Мотовилихинского района родители с подачи управляющего совета заключили договор о пожертвованиях в сумме 7500 рублей с каждого. Конечно, все выглядит не так, как если бы человека прижали к стене с ножом к горлу. Но представители администрации школ, управляющих советов настойчиво «предлагают» родителям сдавать деньги. А тех, кто отважился отказаться, заносят в «позорный список» и торжественно оглашают его при каждом удобном случае.

Навязчивый «сервис»

Еще один способ вытягивать деньги из карманов родителей – взимание платы за дополнительные образовательные услуги. Для школы это еще один источник дохода. Почти везде дополнительные платные услуги преподносятся родителям в качестве обязательных. Родителям не разъясняются их права. Кроме того, платные занятия ставят в середине или в начале учебного дня. Для того, чтоб не было возможности от них отказаться.

Павел МИКОВ, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

- Родителям не разъясняют, в чем, собственно, смысл дополнительной услуги. В чем она дополняет или расширяет государственный образовательный стандарт. А для того, чтоб за нее все-таки заплатили, эту услугу ставят в расписание не после основной части занятий, а где-нибудь посередине.

Трудовая повинность

Еще одна очень распространенная проблема – привлечение детей к труду по благоустройству школы. Существует даже практика так называемых летних отработок, «пятая трудовая четверть». Детям, которые не «отработали», например, по причине отъезда в летний лагерь, вменяют в обязанность разнообразные работы в учебном году. Дежурить по школе и тому подобное. Это совершенно недопустимо! Закон об образовании однозначно запрещает привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой. Ученики имеют право на добровольное участие в труде по благоустройству школы. Все попытки ввести какие-либо «обязательные отработки» или обязывать к каким-то дежурствам являются незаконными и грубо нарушают права ребенка. Труд школьника должен отвечать четырем критериям.

Первый - добровольность. Второй – посильность. Третий – безопасность. И, наконец, четвертое условие – оплата труда. В противном случае можно говорить о принудительном труде. Любой неоплачиваемый труд является принудительным. А это незаконно. И аморально.

Другое дело, когда для старшеклассников организуются летние трудовые лагеря. Для желающих. На добровольной основе. Учащиеся трудятся на благоустройстве школы. При этом трудовые отношения оформляют через центры занятости населения и обязательно оплачивают труд подростков.

Ветряные мельницы

Марина Севастьянова:

- Если родители безропотно вносят деньги, мирятся с нарушениями прав, как собственных, так и детей, делают своими силами и за свой счет ремонт в школе, и все это их это устраивает, - это их право. А если они говорят: «Нам это надоело, мы считаем, что наши права нарушены» - тогда прокуратура сможет вмешаться. Иначе мы будем бороться с ветряными мельницами. Мы видим нарушение, обходим и опрашиваем сотни родителей, а получаем двусмысленные ответы. Что, вроде, да, деньги просили. Но сдали добровольно. Так нельзя. Результат будет, когда родитель займет принципиальную позицию.

Пример – школа №31. В августе 2007 года в прокуратуру Дзержинского района поступила коллективная жалоба от родителей на взимаемые школой поборы. В отношении директора Людмилы СЕРИКОВОЙ было возбуждено уголовное дело. Состоялся суд, и она была признана виновной. Мера наказания - запрет занимать руководящие должности в муниципальных образовательных учреждениях три года.

Как видим, в школах достаточно нарушений. И дело не в том, что там любят деньги. Их любят везде. Проблема в другом. В том, что заложником отношений школа-родитель выступает ребенок. Так, в 33-й гимназии девочку, родители которой отказались оплачивать новую мебель, посадили отдельно от всех за старую парту. Каково это ей? А ее родителям? А «педагогам» сделавшим это? Да можно ли назвать педагогами людей, отыгрывающих на чужом ребенке свою досаду? Не гнать ли таких подонков в шею и на километр не подпускать к школам? Наверное, можно. Можно, когда твердую и принципиальную позицию займет большинство родителей. А пока этого не случилось, родители платят. Молчат, боятся и платят.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка