Культурная экспансия
№5 (455) 13 февраля 2010 года
Автор: Екатерина ОБОРИНА
Пермский край решил покорить не только всю Россию, но и всю Францию.
Как известно, наступивший год является годом Франции в России и России – во Франции. Решение это принято на самом высоком уровне. С российской стороны в программе участвуют тридцать три города. Пермь из них, пожалуй, – самый активный участник.
Три кита
Чем же может покорить культурную столицу мира «новая культурная столица России»? Как, наверное, догадался читатель тремя китами местной культуры. Два из них хорошо известны чуть ли не каждому пермяку. Прежде всего, это пермский балет труппы оперного театра, затем деревянная скульптура из собрания художественной галереи. Жаль, нельзя вывезти во Францию Кунгурскую пещеру и Хохловку. Вместо них удивлять французов будет третий «культурный кит» – это своеобразный альянс современного искусства, включая экспозицию музея современного искусства PERMM и спектаклей Театра-Театра и его «младшего сына» – театра «Сцена-Молот», которые будут представлены на «уже втором по счету и уже международном фестивале «Пространство режиссуры» в Перми». Это слова одного из «крестных отцов» этого проекта, министра культуры Бориса МИЛЬГРАМА (к двум первым культурным брендам Прикамья, он, слава Богу, пока не имеет отношения).
Французская же сторона на суд пермяков представит целых двенадцать проектов – из сфер образования, кино, современной хореографии, культурного наследия, видео-арта, моды.
Бедные деревянные боги
11 февраля из Москвы через Финляндию, далее паромом в Германию, а затем во Францию отправились экспонаты нескольких художественных музеев России. Среди них «65 единиц хранения» из Пермской государственной художественной галереи. Это 38 деревянных пермских богов (22 из них из постоянной экспозиции), 13 икон и 14 предметов из драгметаллов и ткани. На этот счет у Бориса Мильграма свое мнение: «Русское бедное» и деревянная скульптура, как ни странно, коррелируют, так как католическая деревянная скульптура отличается от православной. Французам будет интересно посмотреть». Как говорится, кто о чем, а Мильграм опять о современном искусстве.
Парижа нет
Пермский балет уже внес свою лепту в эту программу, показав в январе в двенадцати французских городах (Парижа в их числе нет) одноактные балеты «Шопениана», «Видение розы», «Серенада» и «Половецкие пляски» (один вечер) и «Серенада», «Кончерто барокко» и Balet Imperiall (второй вечер). Эти балеты когда-то создали славу «Русских сезонов в Париже» Сергея ДЯГИЛЕВА.
Специфика гастролей заключалась в том, что со времен кончины великого импресарио во Франции практически исчез классический балет, зато вовсю процветает современная хореография. Там даже выросло целое поколение, которое не знает классику. Кроме того, оперу там любят значительно больше. И второе, пермская балетная труппа покорила практически весь мир, а вот во Франции была впервые. Но гастроли, по словам руководителя «Дягилевских сезонов» Олега ЛЕВЕНКОВА, прошли успешно. «Все импресарио просили приехать еще. «Пермь – еще одна жемчужина России», – сказали они мне».
Следующий год будет годом Испании в России и – наоборот. «Жемчужина России» пока к нему не готова. «Дело в том, что с Францией мы начали плотно сотрудничать еще два года назад, «Дягилевские сезоны» и все такое прочее, а вот с Испанией пока не ясно. Впрочем, и испанцы также не делают пока никаких телодвижений в нашу сторону», – сказал Мильграм.
Что покажет Пермь Франции, мы уже знаем. Скорее всего, то же самое покажет и испанцам. Других культурных брендов, кроме тех, о которых мы вам только что рассказали, по мнению министерства культуры, в «культурной столице России» нет.