№29 (528) 23 июля 2011 года (PDF)
«Государство ведет себя непорядочно»
№29 (528) 23 июля 2011 года
Автор: Мария ПОПОВА
В пермском образовании – системная коррупция.
Читатели «ПО» знают, что руководитель департамента образования Перми Людмила ГАДЖИЕВА «сечет» головы всех, кто выбивается из системы. Но г-жа Гаджиева – такой же винтик в бездушной системе, от которой зависит главное – судьбы детей. «Главный критерий для департамента образования – послушность и сговорчивость руководителя», – говорит Наталья НИКИТИНА, заведующая детским садом № 291, уволенная на прошлой неделе.
– Наталья Васильевна, что, по вашему мнению, стало поводом для увольнения?
– Перед выборами депутатов в Пермскую городскую думу наш коллектив написал письмо в поддержку Ларисы ТИНГАЕВОЙ, она раньше работала у нас. Но руководителей школ и детсадов обязали «обеспечивать голосование» за Татьяну ЕЖОВУ. Потом всех вызвали на ковер в департамент. Меня не приглашали на эту «чистку», но знаю, что у некоторых руководителей руки тряслись при одном упоминании, что может быть «недобор».
При этом всему городу
известно, что на избирательную кампанию Татьяны Ежовой потрачено порядка 20 млн руб. Департамент образования и параллельные структуры должны вернуть в казну определенную мзду. Руководители во все структуры принимаются с таким условием. Настолько дорого место, что противостоять никто из них не хочет. Мзду нужно получить с учреждений, и здесь без послушания никак не обойтись. Это часть системной коррупции: департамент должен принести городской администрации, город должен принести в краевую администрацию, и так далее.
Вторая причина в том, что автономные учреждения не обязаны проводить конкурсные процедуры. Откаты в детских садах происходят так же, как и в других учреждениях. Нам много лет не дают денег на ремонт, потому что хотят откат, а со мной это не прокатит – все деньги до копейки пойдут в детсад.
«Приходится просить родителей»
– Почему вы перешли в автономку?
– Мы хотели финансовой независимости, в первую очередь от отчетности перед казначейством – это великая головная боль для руководителя и бухгалтера. В прошлом году мы попытались пользоваться правами автономного учреждения и принимать детей на платной основе. Департамент образования меня за это по головке не погладил, несмотря на то, что эти же чиновники нам предписывают оказывать как можно больше платных услуг. Контрактники – это вынужденная мера: из 200 человек по договорам детсад посещает всего 20. Подушевое финансирование не компенсирует всех затрат, кроме этого, финансирование снимают, если в год ребенок не посещает детский сад более 30 дней.
Плата родителей за детский сад установлена еще постановлением ВЦСПС и с тех пор не пересматривалась. Она составляет 20% от так называемого спектра затрат, сейчас это 993 рубля. Во всех детских садах этот показатель разный: у меня воспитатели высшей категории, и я не могу им мало платить; кроме этого у нас 16 компьютеров, которые тоже нужно содержать. В других дошкольных учреждениях (ДОУ) нет этих затрат, не может быть и родительская плата одинаковой в детских садах разного уровня. Но никто этот показатель не пересматривает, несмотря на то, что у нас модернизация. Нам приходится просить родителей помогать.
– Людмила Гаджиева многократно заявляла, что все «поборы» в детсадах незаконны.
– Это вынужденная мера. На 1 января задолженность детсада – полмиллиона рублей. Питание ребенка в месяц – 1800 рублей, но после того как оплачены коммунальные услуги, зарплата коллективу, налоги, на питание детей(!) денег фактически не остается. Мы попросили родителей платить ежемесячный целевой взнос на питание 407 рублей. Одна семья отказалась от этого взноса, но мы никаких мер в их отношении не принимаем. Все приходится оплачивать по очереди – либо зарплату, либо коммуналку, либо питание детей. И боже упаси сказать кому-нибудь, что это не так. Я спровоцировала свое увольнение тем, что пришла в департамент с этими вопросами, и мне ответили, что у нас должен быть фонд материального обеспечения, чтобы брать деньги на исполнение всех предписаний и циркуляров. Я математик, но моего ума не хватает, чтобы понять, из чего он должен формироваться.
«Обрезание» образования
– Ваш детский сад перешел на НСОТ?
– Нет. Мне вынесли выговор за то, что я воспользовалась своим правом, прописанным в законе об образовании, самостоятельно устанавливать оклады, премии и стимулирующие выплаты. Это же право дает мне закон об автономных учреждениях. У местных властей есть право издавать постановления, не противоречащие федеральному законодательству. Я не посчитала необходимым подчиняться постановлению № 705, потому что департамент не посчитался с федеральными законами, они нарушили еще больше меня. Удивляет их подход к трактовке: один пункт устраивает, а другой – нет.
– Департамент образования постоянно заявляет, что зарплата в сфере повысилась, и подкрепляет это статистикой. Откуда они берут цифры?
– В последний день своей работы я получила методическое письмо, в сотый раз мне предписывают сделать очередное «обрезание» штатного расписания и стимулировать работников на оказание платных услуг. Экономить нам не на чем, урезать зарплату воспитателям не имеем права, так как ее надо бесконечно повышать, чтобы департамент мог отчитываться, что мы все хорошо живем. Без увеличения ФОТ ее можно повысить только за счет оптимизации, но это пагубно отражается на качестве образования.
Зарплата повышается лишь за счет того, что люди больше работают. Кто-то работает на две ставки, кто-то регистрируется как индивидуальные предприниматели. Они берут с родителей плату за дополнительные занятия, платят аренду детсаду и налоги. По факту они зарабатывают больше, но эти деньги получают не через детский сад, поэтому департамент не сможет отчитаться, что зарплаты увеличились. Если проводить эти деньги через детский сад, то воспитателям почти ничего не останется, так как придется оплатить бухгалтера, методиста и прочее.
– Все из рук вон плохо. Было лучше? Когда?
– Лучшими годами для образования, как ни странно, были 90-е. Первый ельцинский закон, который был принят после путча, – закон об образовании. Тогда не было мелочной опеки и многотонной отчетности. Я в то время была увлечена программой Марии Монтессори, она учит детей принимать решения и делать выбор с ясельного возраста. Наше поколение никто не учил выбирать, но и сейчас большинство не умеет делать выбор. Именно поэтому все выборы в России носят условный характер. Тогда поощрялось новаторство, сейчас же почти все в Перми работают по программе Васильевой – старой, принятой еще в советское время.
– Каков ваш стаж в образовании?
– Более 30 лет, формально я на пенсии уже три года. Несмотря на большой стаж, я не вышла на выслугу, потому что лет 10 назад заведующие стали считаться не педагогами, а администраторами.
С введением НСОТ то же самое произошло с психологами и логопедами при начислении зарплаты. Пересматривается все, кроме того, что нужно. Например, давным-давно не пересматривались нормы на питание детей в ДОУ. Наш детский сад совместно с кафедрой гигиены питания медакадемии занимается этой проблемой. Мы никогда не выписывали столько хлеба, сколько в нормах, установленных еще при царе Горохе, потому что это слишком много. Упор в старых нормах делается не на полезность, а на калорийность. Но департамент этим не занимается, у него другие приоритеты.
Некультурный департамент
– И каковы же они?
– Люди там работают на один «результат» – послушание. Этого же хотят от директоров и заведующих. Принижение, вранье, запугивание, неуважение – вот основа стиля их работы. Для того чтобы учить нас учить детей, чиновники должны демонстрировать собственный уровень образования, культуру, профессионализм, интеллект, а там почти не осталось людей, с которыми можно общаться.
Мне приходится работать по 11 часов в день, тем не менее, на педагогическую деятельность не остается времени вообще, я целыми днями сижу за компьютером и строчу отчеты.
За полгода у нас накопился целый скоросшиватель одних только рекомендаций от департамента образования. Нужно установить единые правила и требования на определенный период, нельзя так часто их менять и наращивать количество. Был период, когда менялась структура
санэпиднадзора. Несколько лет инспекторы не ходили по школам, и никаких катастроф не случилось, – так как на тот момент существовали определенные правила, руководители их исполняли.
– Есть ли выход из сложившейся ситуации в системе образования?
– Главное, чтобы деятельность ДОУ определяли не финансисты, а педагоги. Сейчас цель у школы – подготовить к ЕГЭ, но экзамен не может быть целью, это только средство. Нет заказа на то, что мы должны выдать.
Государство ведет себя непорядочно, в требованиях заложено столько всего, что детсад за те деньги, которые он получает, не может их выполнить. Когда нашему краю нужно будет здорового ребенка, тогда образовательным учреждениям будет поставлена цель такого ребенка воспитать. Сейчас задача – «молчите, не говорите, что у вас все плохо». В любом случае все зависит от личности руководителя: либо ты строишь что-то ценное, работаешь на идею, либо ты подстраиваешься под условия. В последнем случае проблем только больше.