Некое жюри сообщило, что именно будет написано на бетонных заборах Перми под предлогом проведения очередного фестиваля закорючек.
По-испански, по-немецки, на украинском, польском и даже на русском. Под номером 9 кто-то по-киргизски напишет про «Полметра над землей», Алекс прорекламирует «Пустоту», Петя Стабровский перескажет детский стих И. Бродского про маленький буксир.
Длинные доходы
А ведь в Перми уже написано чрезвычайно много. Росписи граффитистов давно заполонили не только заборы, но и фасады домов в самом центре города. Если бы именно это было главным показателем «культурной столицы», мы получили бы титул досрочно.
Когда-то написанное на заборе было неприлично читать, а выражение «три буквы на заборе» стало фразеологизмом.
В одной из комедий Гайдая герой Юрия Никулина под покровом темноты, озираясь, писал две буквы – «х» и «у», которые позднее превращались в надпись «художественный фильм». В советское время эту заставку запрещали.
Но пришло «современное искусство» со своими задачами, идеологией и нормами. Эти нормы от принципов общественного поведения, принятого в нашей стране, отличаются. Агрессия, несущаяся с пермских стен, безусловно, рекомендована министерством культуры как мода на якобы процветающий «стрит-арт».
Картинки, изображающие гнилые зубы, украшают ул. Ленина, причем один из карикатурных зубов – в российской короне. Непристойные комиксы обрамляют школу № 9 со стороны ул. Революции. Бездарно замалеванный забор ведет нас к зданию Пермского театра юного зрителя.
В большинстве своем «рисуют» на заборах по заранее утвержденным эскизам «известных современных художников» специально нанятые волонтеры (работающие бесплатно) из числа перм-ских студентов.
Можно снять шляпу перед находчивостью нынешних Томов Сойеров – они ловко втравили в бездумное развлечение тинейджеров. Милое мошенничество героя Марка Твена в наше время тоже приносит доходы, и уж не производители ли баллончиков с красочкой – главные заказчики «длинных историй»? Тогда чем длиннее истории – тем выше доходы.
А иначе, какой в этом смысл? Кстати, заборы марают за наши деньги – «картинки с выставки» оплачены из наших налогов.
Уличная политика
Примеров граффити в Интернете немало. Чаще цель граффитистов – украсить неприглядное место, вписать его трещинки и впадинки в свою «картину», обыграть пространство – именно в этом смысл появления такого рода рисунков.
Конечно, можно заметить и вполне легальные надписи болельщиков футбольного клуба «Амкар», однако обычно граффити используется с иными задачами: создать мрачную, неряшливую, депрессивную атмосферу (или подчеркнуть ее), а также вложить в визуальный ряд несколько символов, иногда – унижающих достоинство человека. Под видом игры и безобидного развлечения.
Граффити, вернее, тэги, используются, как я с удивлением узнала от сотрудников органов безопасности, и для сообщения о времени и месте продажи наркотиков. Решаются и политические задачи: разрисовать портрет или надругаться над лозунгом политического противника гораздо легче с помощью прикормленных «граффитистов». Что и произо-шло с огромным плакатом депутата Константина ОКУНЕВА во время недавних выборов. Так что граффити не совсем «современное искусство», скорее, современная политика. Во всяком случае, в Перми.
«Партизанская реклама»
Она весьма распространена на просторах городов. В Петербурге мне рассказывали про находчивого рекламиста, который откупил все трансформаторные будки (такие кирпичные домики во дворах) и заполнил их заказными рисунками. Вполне бюджетненько.
У нас на подобный заказ решился только один из печально известных театров-театров. А кто же еще может отважиться дать пощечину Пушкину, выжать слезу у Лермонтова, выколоть глаза Грибоедову, окунуть в кровь бороду Льва Толстого? Наверное, тот, кто с Пушкиным на дружеской ноге?!
Этот проект вполне может соперничать с прошлогодним провальным экзерсисом рекламного бюро «Озон» – про то, что «город меняется – меняйся и ты». Пиктограммы, призывающие не пить из бутылки, не мочиться и не использовать бейсбольную биту на улицах города, сообщали о том, что Пермь – культурная столица. Любого, кто знаком с законами рекламы, не надо убеждать, что смысл этого месседжа читается с точностью до наоборот: здесь все пьют из бутылок, мочатся на улицах и применяют биты. А ты – еще нет? Меняйся!
Последним по времени стало торжество надписи «МРАК» в официальном центре города. Если учесть, что даже дети знают ныне правила граффити – писать только по-английски, то перед нами – непереводимое слово. А если учесть, что мы все-таки говорим, пишем и читаем по-русски, то «мрак» уже наступил.
Поклонников будущего городского фестиваля с громким названием прошу учесть, что на заборах на сей раз будут писать стихи. Как говорится, не каждая книга – литература, и не каждые стихи – поэзия. Тем более, если это пишут на заборах.