Николай Пономарев о пиаре, президентах, пиар-специалистах и красках жизни…
В классическом университете Перми открывается бакалавриат по направлению «Реклама и связи с общественностью». 25 человек зачислят в июне. Инициатор, разработчик и куратор направления – Николай ПОНОМАРЕВ.
Николай Филиппович Пономарев родился 19 ноября 1957 г. в Перми. Окончил филфак МГУ («структурная и прикладная лингвистика»), профилирующий язык – японский. Преподавал в ПГУ, стажировался в компании «Fleishman-Hillard Inc.» (США), прошел курсы по социальной психологии, политологии, социологии, рекламе, пиару, НЛП и биоэнергетическим практикам. Организовал факультет по связям с общественностью в РМЦПК ПГТУ. Работал на выборах.
Мяуканье котят
– Какие дисциплины ждут студентов?
– Бакалавриат дает гуманитарное образование, но в сочетании с естественнонаучными дисциплинами, вроде математики, это дисциплинирует ум, учит структурировать. А способность определять, что главное, что второстепенное, – одно из главных качеств любого коммуникатора.
Посмотрите, сколько ляпов в нашей действительности! Размещают рекламу в СМИ, которая никоим образом на общественное мнение не влияет, качество «заказух» всегда плохое… Нечто подобное происходит и с имиджевой программой края. Много публикаций, но – инвесторы пришли? туристы приехали? культурный уровень повысился? Такая программа должна быть многолетней, ведь по сути – это программа воспитания.
Спросите у горе-художника, зачем он рисует свое безобразное граффити. Он же не сможет объяснить – такая белиберда у него в голове...
– Так во всем Пермском крае происходит – что у одного человека в голове – то и вокруг…
– Для России в целом характерно: кто начальник – тот и определяет, чему быть. Вот история с часами патриарха – куда смотрели пиар-специалисты? Зачем ему вообще ходить с часами? Время что ли узнать?.. А пропажа кота Дорофея у Медведева?.. У нас к президенту отношение – как к царю-батюшке. Нельзя рассказывать, что у него блины подгорели… Такое ощущение, что пиарщики Путина разделились: одни остались с ним, а другие внедрены к Медведеву, чтобы в таком виде его выставлять…
Посмотрите на Путина – без всякой критики: у него и пиар, и сила, и любовь народная.
– Вы против митингов «За чест-ные выборы»?
– Нет, но смотрю на них сбоку, изучаю. Одна часть оппозиции поляризуется в идиотизме (вы-ставление палаток), а другая ничего внятного сказать не может. Пермские оппозиционеры – для чего они напросились на прием к губернатору? Так никто и не понял.
Российская реальность дает огромное число примеров для анализа. И все эти примеры мы будем анализировать со студентами.
– Бакалавриат по пиару в ПГУ от конкурентов (ПНИПУ, например) будет отличаться?
– Стандарт тот же – «Реклама и связи с общественностью», но специфики много. Будет большой блок – «медиатехнологии». Ведь если пиар-специалист не знает, как снимают сюжеты, как пишут статьи, то как он будет взаимодействовать с журналистами? Второй блок – «медиарилейшнз», новый для Перми. В общем, отличий много, а студентов хватит на всех. Пиар-специалисты сейчас востребованы. Примерно с 2004 года все стало сводиться к реализации административных ресурсов, пиар перестал быть нужен. Но сейчас ситуация меняется. Например, уже сто партий подали заявки. Они же будут что-то делать!
Ряды политтехнологов шире не стали, но сейчас так интересно – рождаются новые направления, возникают какие-то явления, например пуссинг (от «Пусси Риот», оскандалившейся в храме – прим. ред.). Продолжение пуссинга – акция Евгении ЧИРИКОВОЙ с палатками на Красной площади.
Все эти антипутинги – прекрасные примеры для изучения.
Ворчание щурят
– Журналисты, пиарщики и рекламщики, блогеры… Никто уже разницы между ними не видит...
– Рисую студентам треугольник: журналистика, реклама, связи с общественностью – это все прикладные коммуникации, связанные со «сторителлингом» – рассказыванием историй. Есть даже наука – нарратология, теория повествований. Рассказать хорошую историю – вот что важно. И для рекламщиков, иначе получается «девочка Кристина» в рекламе кухонь... И для пиар-специалистов – должны так рассказать историю, чтобы журналисты приняли ее и поставили на ней штемпель «информационный повод». А журналисты сами впишут историю в нужный им социальный контекст. Те же блогеры подобным «вписыванием» не заинтересованы.
Наш выпускник, который умеет писать истории, и знает, как работают журналисты, – может работать и рекламщиком, и пиар-специалистом, и журналистом.
– Вы отказываете журналистике в ее роли – быть той щукой, чтобы карась не дремал? В настоящей, гражданской, просветительской?
– Эту песню я слышал не раз. Вы говорите об этической составляющей. При любой роли – истории должны быть хорошими.
– Мне, например, как редактору не хватает в выпускниках неравнодушия...
– Когда во главу угла поставлены слава и деньги, какое может быть неравнодушие?! Но и с этим можно что-то сделать. У меня, например, жесткое правило: тему диплома находите сами, чтобы был интерес. Любой профессионал работает ради интереса, даже бизнесмен, который деньги заколачивает. Ему интересно – поэтому он и богатый.
Дефицит интереса к жизни – это всеобщая проблема. Посмотришь – 20 лет, а ни мечты, ни искры, ни драйва.
Рычание ягнят
– Во всем мире наблюдается усиление роли коммуникаций. Сейчас модно говорить о делиберативной демократии. По сути – это обсуждение, в ходе которого информированные участники приводят весомые аргументы, они знают, о чем говорят. И вроде находят консенсус. Но где мы возьмем этих информированных граждан, не демагогов?
Достаточно сложно найти экс-пертов в вопросах политического устройства даже, например, муниципального образования. Вообще, проблема России не столько в коррупции, сколько в некомпетентности.
– Но ведь отмечены сейчас в гражданской активности председатели ТСЖ, «сетевые хомячки», звезды шоу-бизнеса...
– Есть закон Паркинсона: каждый человек достигает уровня своей некомпетентности. Председатель на уровне ТСЖ – хорош, а на уровень главы района не потянет. На уровне мэра будет отличен, а на уровне депутата госдумы – нет.
– Вы, по-моему, обижаете токаря Трапезникова…
– Нет, просто у каждого есть определенный порог – некоторые его чувствуют и не пойдут дальше, некоторые – нет.
В США, где государство реально занимается политпросветом, заметили, что с ростом политобразованности растет и дистанция между противоположными позициями. Люди становятся непримиримы с другими точками зрения.
– Агрессия растет, правда, – это видно даже по пермским блогам и СМИ. Все критикуют всех…
– Потому что на все аргументы есть контраргументы – можно проспорить всю жизнь. На Западе сейчас думают, что делать с делиберативными органами. Вообще, демократия – штука противоречивая. Монархия лучше. Монарх несет поколенческую ответственность за все, что происходит.
А с точки зрения делиберативной демократии как должно все выглядеть (в идеале)? Приведу пример – так и ненаписанная программа «Пермь – культурная столица Европы». Прежде всего, нужны были заинтересованные лица – деятели культуры. Они творят – они главные. Они должны были выработать концепцию «столицы» – стратегию, от которой нельзя бы было ни на шаг отступать, и только в рамках нее решать – белые ночи или черные… Ведь спешить некуда! Жили триста лет без программы, и еще проживем.
– Это в идеале. Но в регионе с самым «либеральным» губернатором никто ни с кем ничего обсуждать не стал.
– Да, это идеал. И все было бы понятно, и митинга интеллигенции не было бы.
– Не знаю… насчет митинга.
– Недовольства было бы меньше. Понятно, что решения остаются за властью, но возможность принимать участие в обсуждении сбавила бы накал страстей. Граждане знали бы: их слушают. Власть легализовала бы себя.
– Многодетные родители недавно написали закон краевой про выделение им земельных участков. Сколько же сил им это стоило…
– Такие лоббисты должны быть информированы, должны знать, что такое логика, риторика... Должны рассказывать истории, интересные и убедительные истории. Таких специалистов мы и будем готовить.