Губернатор Пермского края Виктор Басаргин встретился с главными редакторами местных СМИ.
Главные редакторы не подкачали: показали себя во всей красе. Шумели, когда речь заходила о получении бюджетных средств на освещение деятельности власти, кто-то подсовывал визитку, кто-то какие-то предложения, почти все пожелали «эксклюзивного интервью».
Тихо становилось, когда Басаргин начинал говорить о проблемах края: обезлюживании деревень, бешеных ценах на жилье, развале леспрома, отсутствии дорог на севере, закрытии-оптимизации школ… Тихо, как в классе с двоечниками, как в разговоре с человеком, осознавшим, что он совершил подлость. А ведь и правда, со стороны многих это было подлостью, при чем растянутой на весь срок губернаторства Олега ЧИРКУНОВА. Подлостью было показывать по телевизору «паркет» за деньги, подлостью было отказывать обращавшимся в помощи, хвалить «Мамин выбор», скрывать факты, гнобить неугодных, рассказывать оплаченные сказки…
Ни в одном регионе
Изначально не совсем была понятна ни тема встречи, ни основные ее направления. Одним вопросом: «Может, хватит платить СМИ за освещение деятельности власти?» – «Пермский обозреватель» разворошил осиное гнездо…
Только по муниципальным контрактам (на 2011 год) направлено в СМИ более 118 млн руб. И это не все, большой объем платежей приходится на автономные учреждения. К слову, 118 млн руб., потраченных на пиар пермской власти в прошлом году, – это больше, чем власть тратит на различные социальные обязательства. Например, обеспечение жильем молодых семей в Перми (30,5 млн), развитие системы образования Перми (10 млн), обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города (9,3 млн) и так далее.
По словам председателя Союза журналистов Пермского края Ольги ЛОСКУТОВОЙ, региональная власть закладывает в бюджет расходы примерно в 150 млн руб. на освещение своей деятельности в СМИ. И точно так же, как в городе, есть еще автономные учреждения, разные агентства, со своими бюджетами на освещение их деятельности. Плюс средства, уходящие по другим статьям, например освещение мероприятий фестиваля «Белые ночи», форумов, разных прожектов... Итого набирается порядка 250 млн руб.
«Ни в одном регионе нет такой системы – освещение деятельности власти за деньги. У нас в министерстве всегда был налажен контакт со СМИ. Когда речь идет о представителях власти – как это можно делать за бюджетные деньги?» – согласился с «ПО» Виктор Басаргин.
Ох, что тут началось… Несколько редакторов (и директоров) предложили губернатору не торопиться, «оставить все, как есть», некоторые выступили с «предложениями» отменить распределение средств с помощью ФЗ № 94 (по конкурсам и аукционам), а на законодательном уровне утвердить некую государственную поддержку «зарекомендовавшим себя» СМИ. Другие вспомнили, что они выполняют важнейшую «социальную функцию», и ее должна оплачивать власть (например, статьи про борьбу с коррупцией, криминальные хроники, сюжеты про несчастных и обездоленных).
Все это сопровождалось язвительными взаимными подколками, обвинениями, смешком, спорами, шумом-гамом.
А как же свобода слова?
Басаргин говорил тихо. Слушал внимательно. «Платить за лояльность», – вдруг буквально прошептал он, но скептически так прошептал. И этот скепсис вселяет надежду.
Губернатор напомнил, что кроме вообще-то не бедствующих региональных СМИ (см. таблицы на стр. 12) есть те издания, которые на самом деле должна бы поддержать власть: «Пермский край – многонациональный регион. И нужны издания на национальных языках. В свое время финансировалась их деятельность, сейчас нет. Ведь мы даже специалистов по языку потеряли», – заявил Басаргин и с надеждой посмотрел на редакторов: поймут? согласятся?
«Вы позволите, Виктор Федорович, мы сформулируем наши предложения. И пришлем вам до конца мая», – продолжили гнуть свою линию пермские акулы пера. «У нас до вас были губернаторы-рыночники, а вы – государственник, вы же не будете все резко менять?» – понеслись льстивые заискивания.
«Это же ограничение независимости, свободы слова», – недоуменно попытался возразить губернатор, призвать, так сказать, к журналистским иконам. Но несколько редакторов дали понять, что на эти иконы не молятся.
«Да ладно… Какое ограничение, почему? Все нормально…» – отвечали они.
– Если вы скажете, что надо сохранить этот механизм… – почти сдался Басаргин. – Может, систему квотирования ввести?
И опять шум-гам, разговоры про «ниши», про уникальную ситуацию, когда власть не является в регионе учредителем ни одного СМИ (а зачем? У Чиркунова его же группа компаний ЭКС является учредителем ставших «официальными» СМИ).
Попытались сменить тему. Договорились о пресс-конференциях губернатора раз в месяц, о тематических встречах, на которых журналисты будут делиться информацией. Зашел разговор о недоступности чиновников, о том, что и они должны проводить пресс-конференции, быть открытыми.
Вроде начинали обсуждать и другие во-просы, но все равно снова и снова главные редакторы мусолили тему госзаказов для СМИ. Конечно, не все. К счастью, не все.
Наталья ЖУКОВА, редактор Уралполит.ru,
передала Басаргину пакет документов с письмами о единственной в Перми школе для детей, инфицированных туберкулезом. Эту школу, как и краевую коррекционную для детей-инвалидов, закрыли. «Это же дети, Виктор Федорович, из асоциальных семей… А там они пятиразовое питание получали, лечение. А чиновники пишут – все законно. Дети становятся объектами преступных посягательств. Женя Объещикова была воспитанницей этой школы…» – сказала Наталья. И в зале опять стало тихо. Как в закрытой школе.
Виктору Басаргину нечего бояться. Многие из местных СМИ уже не напишут борзо и критично. Некоторые не скрывали, что ждут «указивок» и бюджетных средств. Работать по техзаданию привыкли. По-другому не могут и не хотят. Можно смело лишить их финансирования, все равно будет елей.
И это одна из череды подлых побед Олега Чиркунова: так унизить журналистов, чтобы забыли, кто они и зачем (для кого) работают. Как он говорил? «Камеры свободны». Он был сам себе режиссер, сам себе единственный на весь край ньюсмейкер, он демонстрировал журналистам, что «писульки» разные и сам может наклепать, демонстрировал, что ничего сложного в этой профессии нет, тоже, мол, великое дело – бумагу марать… И бросал кости, чтобы грызлись. Вот и грызутся до сих пор…
PS. Мы уточнили, доходит ли «Пермский обозреватель» до губернатора (напомним, мы оформили ему подписку). Виктор Басаргин подтвердил, что доходит.
Обращаемся к экспертам, профессионалам в своих сферах, к бюджетникам, ко всем неравнодушным пермякам, кто молчал последние годы, кому было велено молчать и не высовываться, – пока есть шанс рассказать о реальном положении дел – расскажите. Некого уже бояться! На следующей неделе планируется встреча журналистов с Виктором Басаргиным по поводу проблем образования.
Исполнитель
|
Срок исполнения
|
Сумма контракта (руб.)
|
ООО «ТК «Рифей-Пермь»
|
с 11.01.2011 по 31.12.2011
|
12 990 000
|
ЗАО Газета «Местное время»
|
с 12.01.2011 по 31.12.2011
|
4 070 000
|
ООО «Газета «Пятница»
|
с 17.01.2011 по 31.12.2011
|
1 390 000
|
ЗАО «Газета «Звезда»
|
с 12.01.2011 по 31.12.2011
|
1 425 000
|
Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК Пермь»
|
с 11.01.2011 по 31.12.2011
|
15 500 000
|
Работы по информированию населения*
*С сайта госзаказа (заказчик – администрация губернатора).
Муниципальные и государственные контракты на оказание услуг по информированию населения Перми через СМИ, 2011 год
Название СМИ
|
Заказчик
|
Сумма контрактов, руб.
|
ЗАО “Коммерсантъ” в Перми”
|
Администрация Перми
|
234 000
|
ЗАО “Газета “Местное время”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
10 446 102
|
ООО “Телекомпания “Рифей-Пермь”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
20 283 270
|
ООО “Центр деловой информации”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
7 176 627
|
ОАО “ЭХО”
|
Администрация Перми
|
160 000
|
АНО “Продюсерский центр “Т7”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
14 155 766
|
ООО “ФедералПресс”
|
Администрация Перми
|
200 000
|
ООО “Газета “Пятница”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
12 993 920
|
ООО “Медиакомпас”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
1 540 000
|
ООО “Аргументы и Факты в Перми”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
2 787 000
|
ЗАО “Редакция газеты “Звезда”
|
Администрация Перми
|
4 128 712
|
ООО “Информационно-рекламное агентство “Комсомольская правда-Пермь”
|
Администрация Перми
|
4 300 000
|
ООО “Информационно-рекламная компания “Восточноевропейское телеграфное (и телевизионное) агентство” (ВЕТТА)
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
18 852 434
|
ООО “Пермская телерадиокомпания “Урал-Информ ТВ”
|
Администрация Перми,
Пермская городская дума
|
9 100 710
|
ООО “Рекламно-информационное агентство “ИД “Компаньон”
|
Администрация Перми
|
550 000
|
ООО “Рекламная группа “Проект”
|
Администрация Перми
|
1 100 000
|
ООО “Ура.ру”
|
Пермская городская дума
|
486 000
|
ООО “Издательский дом “Наша жизнь”
|
Пермская городская дума
|
595 000
|
ООО “Аксиома”
|
Пермская городская дума
|
1 211 000
|
“Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания” (ВГТРК)
|
Пермская городская дума
|
8 498 000
|
|
Итого:
|
118 769 043
|
Муниципальные и государственные контракты на оказание услуг по информированию населения Перми через СМИ, на начало 2012 г. (неполные данные)
СМИ
|
Заказчик
|
Сумма, руб.
|
Срок заключения
|
Срок исполнения
|
Газета «Пятница»
|
Администрация Перми
|
5 997 160
|
12.01.2012
|
31.12.2012
|
Администрация губернатора Пермского края
|
645 932
|
23.01.2012
|
апрель 2012
|
Издательский дом «Компаньон»
|
Законодательное собрание Пермского края
|
2 000 000
|
8.02.2011
|
31.12.2012
|
Газета «Местное время»
|
Администрация губернатора Пермского края
|
874 000
|
23.01.2012
|
30.04.2012
|
Администрация Перми
|
4 800 000
|
10.01.2012
|
31.12.2012
|
Телекомпания «Рифей-Пермь»
|
Администрация губернатора Пермского края
|
2 780 000
|
23.01.2012
|
30.04.2012
|
Администрация Перми
|
6 500 000
|
10.01.2012
|
31.12.2012
|
Телекомпания «Ветта»
|
Администрация губернатора Пермского края
|
1 410 000
|
23.01.2012
|
30.04.2012
|
Администрация Перми
|
4 997 000
|
11.01.2012
|
31.12.2012
|
Газета «Звезда»
|
Администрация Перми
|
1 300 000
|
11.01.2012
|
31.12.2012
|
Газета «Коммерсантъ» в Перми
|
Администрация Перми
|
200 000
|
03.02.2012
|
31.12.2012
|
«АиФ» в Перми
|
Администрация губернатора Пермского края
|
655 000
|
23.01.2012
|
30.04.2012
|
ОАО «ЭХО»
|
Администрация Перми
|
160 000
|
04.07.2011
|
31.12.2012
|
ООО «Центр деловой информации»
|
Пермская городская дума
|
4 995 000
|
12.01.2012
|
31.12.2012
|
«Издательский дом «Комсомольская правда»
|
Администрация Перми
|
2 990 000
|
13.01.2012
|
декабрь 2012
|
Телекомпания
ВГТРК («Т7», газета «Эфир»)
|
Администрация Перми
|
7 002 120
|
13.01.2012
|
декабрь 2012
|
Телекомпания
«Урал-Информ ТВ»
|
Администрация Перми
|
3 000 000
|
12.01.2012
|
декабрь 2012
|
СМИ
|
УЧРЕДИТЕЛЬ
|
Газета «Пятница»
|
ООО «НЗ ИНВЕСТ»
ООО «Издательский дом Компаньон»
|
Издательский дом «Компаньон»
|
ООО «ПФП-группа»
Ивашкевич Светлана Леонидовна
Овсов Дмитрий Владимирович
Лобанов Игорь Вячеславович
|
ООО «Центр деловой информации»
|
Ширинкина Наталья Викторовна
Игнатьев Олег Александрович
Мазанова Светлана Геннадьевна
Сковородина Татьяна Александровна (супруг Вадим Сковородин – помощник мэра Перми, председателя Пермской гордумы Игоря Сапко)
Колпаков Иван Сергеевич
Владимиров Владимир Евгеньевич
Кравченко Петр Владимирович
Карпов Сергей Вячеславович
|
Газета «Местное время»
|
ООО «ПФП-группа»
ООО «ЭКС-интернешнл»
|
Телекомпания «Рифей-Пермь»
|
ООО «ЭКС-интернешнл»
(аффилирована Олегу Чиркунову, губернатору Пермского края)
|
Телекомпания «ВЕТТА»
|
Кузнецов Павел Анатольевич
|
Газета «Звезда»
|
Трушников Сергей Васильевич
Копылова Наталья Анатольевна
Целищев Владимир Геннадьевич
|
ОАО «ЭХО»
|
Пыхтеев Алексей Юрьевич
(дов. лицо Никиты Белых, губернатора Кировской области)
|