В Пермском крае поставки газа в баллонах населению могут прекратиться хоть завтра.
В любую минуту любой участник схемы поставки газа населению может «выйти» из данной схемы. А все потому, что вопрос никак не отрегулирован в правовом поле.
Ненормальная обстановочка
В прошлом году и в начале нынешнего жители Пермского края столкнулись с резким подорожанием доставки газа в баллонах. Еще раньше аудиторы Контрольно-счетной палаты Пермского края выявляли, что в баллонах газа, оказывается, меньше, чем требуется по нормативам. Опрошенные «ПО» эксперты заявляют, что и к качеству газа могут появиться серьезные претензии («как начнут взрываться, ведь заправляют баллоны, где придется, где подешевле»).
Власти на местах вообще открещиваются от этих – социально значимых – обязательств. Так, в администрациях Карагайского и Большесосновского районов «ПО» заявили, что в обязанности исполнительных властей это не входит, что они не знают о том, сколько жителей и как покупают газ. Правда, признали проблему с доставкой баллонов в отдаленные населенные пункты: многим, особенно пожилым людям, за сменой баллона не выбраться, тем более зимой. Что же происходит?
Рекомендовать не значит обязать
В 2009 году произошли изменения в законодательстве, и обязательства производителей сжиженного углеводородного газа (СУГ) отпускать часть продукции по регулируемой цене (установленной Федеральной службой по тарифам, ФСТ) стали носить рекомендательный характер. Теперь производители, в том числе ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка» («ЛУКОЙЛ-ПНГП»), не обязаны поставлять СУГ по цене дешевле рыночной – той, которую рекомендует ФСТ.
Однако организации, которые закупают у производителя газ (уполномоченные газораспределительные организации, ГРО), должны отпускать населению СУГ по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией (РЭК) Пермского края. Некоторые ГРО попытались обязать производителя поставлять им продукцию по цене, рекомендованной ФСТ, но суд проиграли.
Такая ситуация не могла не привести к конфликтам, нарушениям и беспорядку в этой сфере. И началось: так как ООО «ЛУКОЙЛ-ПНГП» отказалось от рекомендованной цены, ГРО начали продавать баллоны по 800-1500 руб. вместо 500 (по тарифу). Пермский УФАС России за такое завышение цены их штрафовал. А ГРО (то одна, то другая) начинали отказываться от поставок газа населению.
На сегодняшний день, по данным министерства энергетики и ЖКХ, уполномоченных ГРО четыре – ЗАО Фирма «Уралгазсервис», ООО «Синтез-М», ООО «ТопПлюс» и ИП Золотарев А.В. Однако пермскому УФАС России ИП Золотарев еще в июне этого года сообщил, что больше не поставляет газ населению. И в телефонном разговоре с «ПО» его помощник подтвердил эту информацию.
По словам Андрея КАРЛОВА, зам. начальника отдела развития энергетики министерства градостроительства, ГРО из-за отказа нефтяной компании продавать газ по сниженной цене понесли «значительные убытки». По данным «ЛУКОЙЛ-ПНГП», они и так в рамках Соглашения между «ЛУКОЙЛ» и Пермским краем несколько лет поставляли балансовый газ по сниженной цене, «фактически осуществляя благотворительную помощь населению».
Уговор – хорошо, но деньги нужнее
Никто не может ни обязать «ЛУКОЙЛ-ПНГП» продавать продукцию по сниженной оптовой цене, ни обязать ГРО осуществлять поставки! Процедура присвоения статуса уполномоченной ГРО и критерии отбора прописаны в Указе губернатора Пермской области № 77 от 2005 года. Одни ГРО получали небольшие объемы балансового газа, другие побольше, третьим вообще ничего не доставалось. Никакого конкурса, никакой прозрачности в процедуре распределения объемов балансового газа и не было, и нет…
По данным министерства ЖКХ, комиссия существует, но сейчас списочный состав ее не актуален. В списке значатся бывшие члены краевого правительства, РЭК. Однако, как известно «ПО», уполномоченные ГРО вновь получили определенные «балансовые объемы» (то есть возможность закупать газ у производителя по сниженной цене). Да и «ЛУКОЙЛ-ПНГП» ненамного, но скидывает цену для уполномоченных ГРО, хотя и заявляет, что не обязан этого делать. Вот такая круговая благотворительность и безвозмездность. Причем краевые власти намерены вновь «договариваться» с монополистом, а монополист ждет от властей ликвидации пробелов в законодательстве.
комментарии
Олег ЛУШПАЕВ, зам. генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка»:
– Необходим законодательный механизм, регулирующий взаимоотношения всех сторон на рынке СУГ и действующий в интересах жителей края. Снижение цены на СУГ должно проходить не добровольно, а иметь четкий механизм компенсации. Компенсацию могут получать и жители, покупающие газ, и посредники в лице ГРО, и поставщики сырья. Надеюсь, органы власти приложат все усилия для нивелирования законодательных пробелов в этой сфере.
Министерство энергетики и ЖКХ Пермского края: «Единственный выход – договариваться с Компанией «ЛУКОЙЛ». Сейчас готовится Протокол о взаимодействии Пермского края и ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2013 год, со стороны правительства Пермского края в него предложено включить пункт «Рассмотреть в рамках действующего законодательства и в пределах своих полномочий возможность обеспечения населения Пермского края сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд на согласованных сторонами условиях».