№23 (125) 30 июня 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№20 (122) 2 июня 2003 года | После работы
Александр Мостовой

Бизнес-матрица

Новый фильм братьев Вачовски стал прекрасным образчиком современного искусства. И в этом качестве он отвечает на все основные запросы западного общества.

Дождались! "Матрица-2. Перезагрузка" дошла до России. И увидеть ее можно уже не только на контрафактном видео или DVD, но и на широком экране. Реакция на долгожданную премьеру совсем не однозначна, причем критика чуть ли не преобладает. Но на самом деле братья Вачовски сделали великое дело, хотя бы потому, что очень четко уловили настроения общества и произвели идеальный для сегодняшнего дня продукт.

Бред, ахинея, шизофренический рекламный ролик и (даже!) маразм... Каких только отзывов на "Матрицу" нет в Интернете! Положительные отклики тоже встречаются, но их заметно меньше. Правда, несмотря на критику, люди в кино идут, значит, коммерческую задачу авторы и продюсеры фильма выполнили на все 100 процентов, а может быть, и больше. Реализовали режиссеры и свои творческие амбиции, вдоволь повеселившись, параллельно отреагировав на все идеологические чаяния современного западного мира.

"Матрица" – это огромный комплекс фобий и надежд. Все здесь имеет объяснение. Киану Ривз, летающий по небу и спасающий своих друзей, вызывает улыбку, но при этом полностью соответствует укоренившемуся в американском сознании образу Супермена. А он сегодня в большом почете. Если посмотреть на список самых кассовых фильмов США, то среди лидеров можно увидеть массу комиксообразных лент с обязательным героем, мир от зла избавляющим. "Человек-паук", "Сорвиголова", "Люди Икс". Плюс к этому картины, где небольшой коллектив единомышленников спасает человечество: "Звездные войны", "Властелин колец". Теперь в этом списке и "Матрицы".

Все это не случайность, а тенденция. После терактов 11 сентября 2001 года Америка в одночасье почувствовала себя незащищенной. Оказалось, что зло повсюду, оно принимает любые формы, и даже тот, кто еще секунду назад казался обычным человеком, способен превратиться в исчадье ада ("Здравствуйте, мистер Смит!"). Соответственно, для победы над злом нужен супергерой, причем, максимально сильный, смелый и так далее и тому подобное… Параллели в плоскости Современность – "Матрица" проводятся легко и естественно. Даже Совет, решающий в фильме, как действовать дальше, – чем не саммит "Большой восьмерки"?

Демонизируя зло, авторы фильма не забывают и об исконных американских ценностях. "Это вопрос не управления, а веры", "Любая история может иметь два финала", "Все в твоих руках" – цитаты из "Матрицы" гласят как одна о демократии, праве выбора, человеке – творце своего счастья. То есть страшно, опасно, но можно не только спастись, но и победить. Вариант американской мечты в новых геополитических условиях.

Есть американизм и в том абсурде, до которого режиссеры довели происходящее. Сегодня главный постулат западного общества – зарабатывай для того, чтобы тратить, живи в удовольствие. Голливуд всегда оставался "фабрикой грез", и на этот раз он также реагирует на желание масс. А поскольку весь объем привычных радостей каждый успешный человек в состоянии получить в обыденной жизни, значит, на кинопросторах необходимо разворачивать что-то совсем нереальное. Выглядит это, безусловно, неправдоподобно, но залы ломятся, и такой подход становится практикой. От былой эксклюзивности "сказочных" похождений Джеймса Бонда уже не осталось и следа, теперь блокбастеры по-другому не делают. Хотя создатели "Матрицы" смогли отличиться: таких кадров и эффектов в кино еще не было.

Нельзя сегодня и без философии. Рассуждения о судьбах мира и роли отдельно взятого человека также стали общим местом, причем не только в кинематографе. Коэльо и Мураками, а порой даже Фаулз – в хит-парадах, отнюдь не только российских. Поп-философия такой же сегмент массовой культуры, как и ее сестра, поп-музыка, и уважающий себя автор без размышлений о вечном не обходится, опять-таки реагируя на чаяния зрителей-читателей-слушателей. А многочисленное псевдоцитирование Шекспира ("Как много в мире, друг Нео…") и другой классики наделяет фильм уже и дидактическими функциями.

"Матрица" – отдых в чистом виде, родители которого не только братья Вачовски, но и маркетинговая служба фирм-производителей. Маркетологи свой бизнес знают – фильм не просто собирает миллионы долларов и окупается, но сборы от уик-энда к уик-энду продолжают расти. Попадание в яблочко человеческих желаний, безусловно, имеет свою цену, и картина в залежалый товар явно не превратится.

Хотя на самом деле, "Перезагрузка" возможно и не кино, а руководство к действию, просто ее создатели съели нужную таблетку и пытаются объяснить, что все мы в матрице и пришла пора бороться с машинами. Ждем "Революции". А на экранах или в жизни – решать нам. Ведь "любая история имеет два финала".
Первая полоса
Политика
Экономика
Общество
Культура
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100