В Пермском художественном училище открылась выставка «Следуя вековой традиции».
Это экспозиция курсовых и дипломных работ выпускников мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина под руководством профессора А. КРЫЛОВА.
На открытии выставки присутствовали министр культуры Игорь ГЛАДНЕВ, проректор Пермской духовной семинарии, настоятель храма Георгия Победоносца Игорь АНУФРИЕВ, иеродиакон СвятоТроицкого мужского монастыря АЛИПИЙ, художники Юрий ЛАПШИН и Равиль ИСМАГИЛОВ, студенты училища и ученики школ искусств, а также родители учащихся.
Ощущение храма
Приветствуя собравшихся, Игорь Гладнев отметил:
– У каждого настоящего художника, как правило, бывает период занятий евангелистскими сюжетами, письмом в храме. Так через творчество художники осмысливают
понятия, связанные с вечностью, наследием духовной культуры.
Когда я зашел сюда, у меня возникло ощущение и праздника, и ответственности. Наверное, подобное ощущение появляется от понимания того, что с этих работ на нас
смотрят не просто лики, а многие-многие поколения.
Поддержал министра и Игорь Ануфриев:
– Огромные полотна создают ощущение храма. Показать свои работы здесь – большая ответственность, а увидеть их – большая радость, потому что выставка дает
надежду на возвращение иконописи, возрождение строгановской школы, несмотря на то, что церковная живопись не каждому по плечу, это особый стиль жизни, ее нужно пропустить через сердце.
Язык древних памятников
На выставке представлено более 40 работ: эскизы фресок, копии икон, проекты росписи храмов и другое. Есть и работы кураторов выставки – выпускников института им. Репина Ивана ЗАЙЦЕВА и Ильи ФИРУЛЕВА.
Иван Зайцев – выпускник 2014 года, родился в Череповце, член Череповецкой организации Союза художников России. Его работы участвовали в выставках на
малой Родине, в Вологде, Петрозаводске, Москве и Санкт-Петербурге. Для почерка молодого художника характерно классическое использование акварельной техники, тактичное владение материалом.
Илья Фирулев – выпускник 2015 года Пермского художественного училища. Молодой живописец из Краснокамска представил проекты, посвященные храмам
в селе Ушаки (Ленинградская обл.). Идея привезти в Пермь выставку «Следуя вековой традиции» принадлежит именно ему.
Содержание и характер представленных работ определяются тем, что студенты станковых мастерских проходят практику копиистов в музеях Петербурга – Русском,
Эрмитаже, музее академии. Для художников из мастерской монументальной живописи важно освоение техники витража, мозаики, фрески. Студенты мастерской
церковно-исторической живописи изучают не только особый пластический язык древних памятников, но и каноническую систему размещения библейских сюжетов в
интерьере русского храма.
Стартовая площадка
Получение специального образования в мастерской церковно-исторической живописи, открытой в 1993 году в академическом институте им. Репина, позволило
церковным живописцам обрести самостоятельный профессиональный статус в системе национального изобразительного искусства.
Образовательная академическая система – это та основная стартовая площадка, с которой начинается современная художественная практика религиозного искусства.
Георгий СМЕТАНИН, директор Пермского художественного училища:
– Религия – это не золотой крест на груди нового русского в малиновом пиджаке, религия – в душе человека. Работы, которые мы видим, отражают душу человека. В них – правильное понимание мира.
Экспозиция органично вписалась в интерьеры училища неслучайно. До революции в нашем здании, построенном по проекту архитектора Попатенко, размещалось
городское духовное училище, которое носило имя просветителя святого Стефана Великопермского. В основе этих работ тоже лежат гармония, красота и любовь к человеку.
Художник Юрий Лапшин отметил, что за всеми представленными работами стоит огромный труд, знание истории и религии:
– Думаю, что выставка послужит для начинающих художников трамплином для более внимательного изучения прошлого и настоящего. В этом и заключается суть изо-
бразительного искусства.
И последнее: выставка приехала в Пермь из Чебоксар – там художникам был выделен Центральный выставочный зал города, а не полутемные коридоры, как в
Перми... Что ж, и на том спасибо…