Не украсть, не пропить…
Новая система отличается большей степенью контроля над бюджетными средствами. Раньше бюджетные учреждения города имели счета в коммерческих банках, на которые муниципалитет перечислял деньги. На этой стадии контроль за их использованием практически исчезал. Учреждение могло расходовать их по своему разумению, в том числе и не по назначению. А обнаружить это было можно только в результате проверки исполнения бюджета, когда «выплывала» увеличившаяся кредиторская задолженность или то самое нецелевое использование средств.
Новая система предполагает для всех муниципальных учреждений отдельный лицевой счет в отделении Федерального казначейства, с которого учреждение может нести расходы. Расходы оплачивает департамент финансов. Департамент финансов в этом случае выступает своеобразным банком – существует единый расчетный счет, с которого по мере поступления заявок от бюджетополучателей на их лицевые счета перечисляются запрашиваемые средства.
Дмитрий Кривенков:
– Благодаря этому мы можем видеть практически каждый день как расходуются деньги каждым из учреждений. Раньше такой возможности не было. Более того, мы не просто видим, мы можем контролировать этот процесс.
Деньги будут всегда
Система контроля выглядит следующим образом. Учреждение получает средства только на те мероприятия, которые запланированы в бюджете текущего года, причем в размере определенного лимита средств. Для получения этих денег необходимо составить заявку, где указывается, кому и на какие цели идут финансы. К заявке необходимо приложить определенные документы – например, заключенные договора, проверяется законность и правильность их заключения. Если все документы в порядке, данные расходы санкционируются. «Тем самым мы достигаем значительного контроля уже на стадии платежа» – констатировал Кривенков.
Начальник управления казначейского исполнения бюджета Валентина ГОРБУНОВА объяснила и другие плюсы новой системы. Поскольку счет бюджета города будет един (на него будут поступать все доходы города и с него же будут осуществляться все расходы), то управление бюджетными потоками станет намного прозрачнее, что позволит намного гибче ими управлять. Казначейская система исключает возможность появления кредиторской задолженности у предприятия/учреждения, нецелевого использования средств.
Для внедрения казначейской системы потребовалась разработка специальной единой областной информационно-аналитической системы. По конкурсу был определен разработчик – ЗАО «Прогноз». Соисполнитель – московская финансовая фирма «Бюджетные и финансовые технологии».
Валентина Горбунова:
– В Перми эта единая информационная система практически внедрена. Мы находимся со всеми бюджетополучателями в едином организационном, технологическом и информационном пространстве, в системе электронного документооборота. Программа называется «Автоматизированный центр контроля казначейского исполнения бюджета, сокращенно «АЦК-финансы».
Возможность работать без образования задолженности появляется благодаря тому, что деньги на сметные расходы всегда есть «на счету». При смешанной системе на те или иные нужды денег могло не оказаться и приходилось брать кредиты. Теперь в этом нет нужды. Благодаря новой системе средства городского бюджета попросту намного рациональнее используются. По словам Горбуновой, за семь месяцев этого года таким образом было «сэкономлено» 1,170 млрд рублей.
Правда, привыкание к новой системе исполнения бюджета идет не без сложностей. Финансовым специалистам приходится куда более тщательно планировать расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Именно это вызывает наибольшее число трудностей. И, тем не менее, как утверждают специалисты, казначейская система исполнения бюджета уже сегодня наглядно демонстрирует эффективность и целесообразность ее внедрения.