16 июня в краевой администрации состоится очередное заседание по вопросу «слияния» школы для слабослышащих детей и школы для глухих.
Смысл конфликта в том, что родители слабослышащих детей против того, чтобы их дети обучались вместе с глухими. «Мы уверены, что обучение наших детей под одной крышей с глухими приведет к деградации и утере тех навыков, которыми наши дети уже овладели в процессе обучения в школе для слабослышащих. Дети постепенно потеряют потребность в общении, и это будет огромным шагом назад в их развитии».
А 2 июня прошло заседание рабочей группы, где противоборствующими сторонами выступили представители агентства по управлению государственными учреждениями и министерства образования Пермского края и родители учащихся «слабослышащей» школы. Присутствовал и уполномоченный по правам детей Павел МИКОВ. Чтобы раз и навсегда поставить точку в этом вопросе, ожидалось присутствие заместителя председателя краевого правительства Татьяны ГОЛИЦЫНОЙ, которая дала задание обеим сторонам сделать обоснование своих позиций. Но сама не явилась, объяснив свое отсутствие очередным, очевидно, более важным заседанием.
И разговора не получилось: родители по-прежнему против «слияния», чиновники – «за».
Кто наши дети?
Не все знают, что глухие дети в связи с грубым поражением слухового анализатора нуждаются в особых психолого-педагогических и коррекционных условиях, которые бы позволили им получить полное среднее образование и потом трудоустроиться. Между собой они общаются с помощью жестовой речи, которая отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной и используется в общении ограниченным кругом людей.
Слабослышащие дети страдают понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи. В отличие от глухих детей, они имеют возможность с помощью остатков слуха накапливать и развивать словесную речь. Своевременно принятые меры по коррекции речи и формированию навыков чтения с губ (с лица), даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха, позволяют добиться того, что ко времени окончания школы ребенок овладевает развернутой речью на уровне полноценного общения в социуме.
Без специального воспитания и обучения дети, потерявшие слух в возрасте 3-5 лет (позднооглохшие), к моменту поступления в школу оказываются почти без речи, сохраняя лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе, особенно при уже сформированных навыках письма и чтения, не нарушает словарный запас, но вызывает характерные затруднения произношения.
Закройте рты
А вот о чем говорилось на заседании. в затянувшемся споре о «слиянии» чиновники сказали буквально следующее: Уважаемые родители! Вы добивались сохранения речевой среды для своих детей, вы ее получили. Все остальное – не ваше дело. Успокойтесь, закройте рты, отстаньте от нас. Сколько бы вы ни жаловались, все жалобы ваши возвращаются к нам, так что они нам «по барабану». Если мы поставили своей целью объединить школы, мы этой цели добьемся, что бы вы ни предпринимали.
В беседе с нашим корреспондентом родители высказали предположение: «У них поставлена цель – заиметь «слабослышащую» школу. Иными словами, это здание кому-то понравилось. Вот отсюда и весь сыр-бор. На любой вопрос руководитель агентства госпожа Елена КОСТИНА неизменно, причем, в грубой форме, чуть ли не кричала: «А вам-то какое до этого дело?». Как это, какое дело, когда решается судьба наших детей! Кстати, ее выступление фиксировалось на
видео».
Другим аргументом было экономическое обоснование. Так, выгода от «слияния» составляет… 700 тыс. рублей в год.
Глухие чиновники
В нашем случае глухими оказались не дети, а чиновники, которые до сих пор не могут прислушаться к голосу здравого смысла. В доказательство этого приводим один любопытный документ, который мы раскопали в архиве. Это акт от 25 мая 1959 года. Он подписан известными учеными из Москвы и Ленинграда, занимавшимися вопросами коррекционной педагогики, в частности, вопросами обучения детей с нарушением органов слуха. В Перми на то время существовала школа для глухонемых детей, где слабослышащие и глухие дети обучались вместе. В результате проверки и был составлен акт о необходимости разделения: «Сотрудники института дефектологии Академии педагогических наук А. ЗИКЕЕВ, Н. КОРОЛЕВСКАЯ и директор пермской городской школы глухонемых детей З. ПИРОГОВСКАЯ, завуч этой школы В. МУЛЬМЕНКО провели проверку слуховых данных и состояния речи учащихся этой школы. В результате проверки выяснилось, что в школе наряду с глухонемыми детьми обучаются тугоухие и позднооглохшие дети. Это является нарушением приказа министра просвещения РСФСР №35 от 17.01.1950 года, поэтому перечисленные дети должны быть направлены для продолжения обучения в школу для тугоухих и позднооглохших детей».
Приказ этот никто не отменял до сих пор. Школы были разделены в 1961 году.
Вопрос напрашивается сам собой: зачем возвращаться на полвека назад?