Оперное искусство нужно власти только в том случае, если поет песни губернатору.
Речь в нашем рассказе пойдет не только о театре «Бенефис», речь пойдет о культуре Пермского края на примере одного отдельно взятого театра. Бывший солист пермской оперы Александр МАКАРОВ создал его в 1987 году, объединив вокруг себя таких же энтузиастов. За это время театр дал 206 премьер (в минувшем сезоне – пять), на которых побывало около трех миллионов зрителей. Залы на его представлениях никогда не бывают пустыми, чего не скажешь о залах других театров, того же оперного или драмы. И создал театр А. Макаров не по указке сверху, а по своей инициативе, а инициатива, как мы знаем, наказуема. В чем Макаров и его театр убедились на собственной шкуре. Особенно наглядно это проявляется в последнее время.
Вся беда театра, на наш взгляд, в том, что он – общественная организация. Вот что по этому поводу не так давно сказали чиновники, к которым Макаров обратился за помощью. Глава «культуры» Перми Любовь ФЕДОРОВА: «Вы – общественная организация, и мы не обязаны вам давать деньги на ваши концерты. Обращайтесь в министерство». Там также долго «базарить» не стали. Министр Борис МИЛЬГРАМ вообще не удостоил театр своим вниманием, как и его замы. Отдуваться пришлось вице-премьеру Анатолию ЗУБАРЕВУ: «Проводите концерты безвозмездно».
Театр – не балаган
Во взаимоотношениях между театром «Бенефис» и властью существует еще одно недопонимание, и вытекает оно, прежде всего, из ошибочно сложившегося мнения, что «Бенефис» – не совсем театр в его традиционном понимании. Из бесед с чиновниками от культуры слышится утверждение, что «Бенефис» – «сборная» команда оперных певцов, собравшихся вместе, чтобы дать сначала один концерт, затем другой. Что премьеры «Бенефиса» – не премьеры, а концерты, пронизанные одной «праздничной» идеей, так как все они, якобы, посвящены одним и тем же праздникам: Новому году, Дню Победы, 8 Марта и так далее. Но это, смеем вас заверить, совсем не так.
Давайте послушаем самого Александра Макарова, его видение современного оперного театра, думается, будет интересно нашим читателям. Во всяком случае, оно имеет место быть. С ним можно поспорить, но тем его мнение и интересно.
– Мне понадобились годы, чтобы по-новому взглянуть на оперный театр. Возможно, с моим мнением многие не согласятся. Я считаю, что традиционный театр – это иллюзия. В словаре русского языка Ожегова сказано, что это обман чувств, нечто несбывшееся. Идти в театр, чтобы обмануться? С помощью декораций, бутафории, грима, света и так далее на сцене создается некая образная модель человеческой жизни. Это ярко проявляется в традиционном театре, особенно, в оперном, так как основные оперные образцы были созданы в XVIII-XIX веках.
Люди сегодня стали прагматичнее, их не интересует условный жанр, одним балаганом их в театр не заманишь. Кроме того, рейтинг классической музыки значительно упал. Не случайны ли по этой причине «современные» нововведения в классические оперы, которые так настойчиво предлагает оперный театр?
Я же предлагаю совершенно новый жанр, который создан на стыке оперетты, мюзикла, эстрады, той же оперы с разумным сочетанием классической, народной и современной музыки, без всякой излишней мишуры, декораций и с пением вживую. И это зрителям нравится.
Мы – не рабы
Макаров считает, что власть несправедливо распределяет финансовые средства в сфере культуры.
– Это отзвуки тоталитаризма, когда одним – все, другим – ничего. Мы что, рабы губернатора? – возмущается он. – Получается, что власть в Пермском крае недемократична и нецивилизованна. Тогда впору звать на помощь международные институты демократии для обеспечения соблюдения прав и свобод пермяков. Я не сравниваю себя с Дягилевым, но хочу сказать, что наш театр работает в его духе. Спрашивается, почему власть, прославляя Дягилева (Макаров имеет в виду «Дягилевские фестивали», памятник Дягилеву и имя Дягилева в «Перми Великой» – прим. ред.), душит «Бенефис»?
Нам предъявляют претензии, что наш театр, мол, – общественная организация, и нет оснований для финансовой поддержки. Но покажите мне статью в Конституции, где было бы написано, что власть должна поддерживать только государственные культурные учреждения? «Бенефис» – не изгой. Это такое же культурное учреждение, как и любой другой театр. И неважно, какой он формы собственности. Отказывать в поддержке нашему театру – фарисейство. Уровень цивилизации общества, как известно, определяется уровнем развития культуры. Чиновник, который вредит цивилизации, должен быть посажен за решетку! Притесняя культуру, он способствует регрессу общества.
И то, что происходит с нашим театром, – позор Пермскому краю, который повсеместно заявляет о себе, как о «культурной столице». Против «Бенефиса» включен, как сейчас говорят, административный ресурс, нас сознательно душат.
Услышан не был
Негодование руководителя театра понятно. Самое главное здесь то, что он не требует ничего лишнего. Он просит предоставить ему то, что заслужил своим искусством за 22 года успешной работы: бесплатный зал для концертов, чтобы артисты могли работать, и государственную дотацию. Всего-то навсего. И если власти затрудняются в выборе средств для сотрудничества с общественной организацией, то пусть сделают для театра «Бенефис» исключение из общего правила, наконец. Ведь исключения, как известно, лишь подчеркивают правило. «Бенефис» – исключение. Во всяком случае, так говорят его многочисленные зрители. Главная заслуга «Бенефиса» в том, что он дарит людям лучшие образцы музыкальной культуры. Но, к сожалению, это искусство не коммерческое, много на нем не заработаешь.
Кстати, театр был учрежден в 1990 году управлением культуры пермского облисполкома. И сумел выжить. Потому, что его искусство оказалось нужным людям.
Макаров не раз обращался к властям и даже лично к спикеру ЗС Николаю ДЕВЯТКИНУ с просьбой о придании «Бенефису» статуса государственного коллектива, но услышан не был.
Поющие трусы
Ну ладно, надоел всем Макаров… Давайте послушаем, например, заслуженную артистку РФ Светлану БОРОВИКОВУ (сопрано): «На классику со всех сторон идет давление. Я не понимаю, как вообще может мешать настоящее искусство, классическая музыка? Сцену заполонили фонограммами. Это «поющие трусы». Потому что, в первую очередь, там показывают трусы и оголенные «достоинства». О голосе там и речи нет.
В «Бенефисе» певцы исполняют прекрасную музыку, которую надо слушать. Она подается настоящими голосами без микрофонов. Она написана великими композиторами. Это не извращенная музыка, не «фонограммщина». Почему надо притеснять эту музыку? Что тогда должно воспитывать человека? Особенно ребенка – дискотека, рок-музыка, попса? Поэтому о чем тут вообще можно говорить?
Я понимаю, что мы уже давно катимся вообще непонятно куда. Когда мы предлагаем свою музыку, нам становится неудобно. Вот до какой степени нас довели, что нам стыдно предлагать классическую музыку. А ведь раньше этим гордились!».
Ее поддержала Ирина КОТЕЛЬНИКОВА (меццо-сопрано), также заслуженная артистка РФ: «Мы исполняем музыку гениев: Чайковский, Моцарт, Верди, Свиридов… Неужели сегодня она не нужна? Это абсурд! Нужна! Макаров, организуя эти концерты, причем без дотаций, – герой нашего времени! И больше говорить не о чем».
Славяне!
20 июня в парке имени Горького театр «Бенефис» закрывает свой 22-й театральный сезон премьерой «Славянский музыкальный фестиваль-2009». Это своего рода «Славянский базар», только на пермской сцене.